canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Фенотипическое постоянство поведения. Проблема фенотипического постоянства.

I. 2. Методологические проблемы возрастной психологии (фенотипическое постоянство)

Когда, в каком возрасте индивид претерпевает наибольшие изменения? Пока психологи не начали изучать жизненный путь в целом, им казалось, что существенные сдвиги происходят толь­ко на первых его этапах (период формирования, до юности включительно) и в старости (нисходящий цикл развития); взрослость рисовалась относительно статичным периодом, ког­да человек реализует свои потенции, но его собственные каче­ства остаются более или менее неизменными. В свете новейших исследований стало ясно, что это представление ошибочно, что человек изменяется и развивается на протяжении всей жизни Но темп, степень и характер возрастных изменений очень силь­но варьируют.

Во-первых, существуют разные индивидуальные типы разви­тия: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юно­сти или от юности к зрелости, а другие — нет. Во-вторых, разные психические черты обладают неодинаковой устойчивостью. Аме­риканские психологи К. Шайи и Д. Пархэм, изучавшие степень устойчивости 19 индивидуально-личностных факторов у группы взрослых испытуемых (от 22 до 84 лет) на протяжении семи лет (причем возрастные сдвиги сопоставлялись с когортными изме­нениями), нашли, что устойчивость тесно связана с природой самих измеряемых свойств. Ученые разделили их на три вида.

Биологически стабильные черты, обусловленные генетически или возникшие в начальных стадиях онтогенеза, устойчиво со­храняются на протяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно обусловленные черты гораздо более изменчивы, причем те сдвиги, которые в поперечных исследова­ниях кажутся зависящими от возраста, на самом деле, как вид­но из лонгитюдных данных, часто выражают когортиые или исторические различия. Наконец, биокультурные черты, подчиненные двойной детерминации, варьируют в зависимости как от биологи­ческих, так и от социально-культурных условий. Поэтому, хотя устойчивость индивидуально-личностных черт является не иск­лючением, а правилом, она вовсе не означает отсутствия перемен по завершении юности.

Фактически проблема еще сложнее. Говоря о стабильности, устойчивости индивидуально-личностных свойств на протяжении жизненного пути, ученые часто имеют в виду разные вещи. В первом случае речь идет о стабильности экспериментальных данных, о том, что испытуемый имеет более или менее одина­ковые показатели по определенным психическим параметрам, измеряемым с помощью соответствующих тестов. Во втором случае имеется в виду фенотипическое постоянство, т. е. после­довательность и преемственность поведения индивида. Речь идет о том, можно ли по каким-то признакам поведения ре­бенка или юноши предсказать, каким будет поведение этого человека, когда он станет взрослым. В третьем случае имеет­ся в виду генотипическая устойчивость, т. е. наличие каких-то неизменных глубинных качеств, которые могут проявляться по-разному, но устойчиво сохраняются и детерминируют пове­дение индивида на протяжении всей его жизни.

Эти три аспекта (или уровня) устойчивости личности прин­ципиально различны, и изучение каждого из них сопряжено со специфическими трудностями.

Одинаковость экспериментальных реакций индивида (на­пример, его ответов на одни и те же вопросы) может объясняться не только внутренней стабильностью измеряемых ка­честв, но и другими причинами (например, тем, что человек по­нял замысел психологов или помнит свои прошлые ответы). Кроме того, многие индикаторы (показатели), употребляемые в психодиагностике, недостаточно определенны и надежны.

Не менее сложна проблема фенотипического постоянства, преемственности поведения. Если ребенок мучает кошку, это еще не значит, что он обязательно вырастет жестоким. Герой «драматического исследования» В. Аграновского «Остановите Малахова!» Андрей Малахов уже в детском саду украл ло­патку. Значит, с этого и началась его преступная биография? Но многие дети присваивают чужие вещи и тем не менее вы­растают честными. С этим вопросом сталкивается и научная психология, пытающаяся предсказывать или хотя бы задним числом объяснять поведение индивида особенностями его прош­лого. «Одно и то же» по внешним признакам поведение может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл. Далее, существует так называемый «дремлющий» или «отсроченный» эффект, когда некоторое качество или свойство проявляется не сразу, а какое-то время спустя, причем в раз­ном возрасте по-разному. Например, коммуникативные ка­чества личности в принципе очень устойчивы и здесь есть опре­деленная преемственность поведения. Однако психологи не смогли объяснить особенности общения взрослых мужчин из Калифорнийского лонгитюда свойствами их юношеского воз­раста; прогноз (точнее, ретродикция, т. е. предсказание, сде­ланное ретроспективно, задним числом) оказался возможен лишь на основе поведения испытуемых, когда им было 8 лет. Свойства поведения подростка, по которым можно предска­зать уровень его психического здоровья в 30 лет, иные, нежели те, по которым прогнозируется психическое здоровье 40-лет­них. Это говорит о сложности и принципиальной неравно­мерности и скачкообразности процесса развития.

взрослость – предыдущая | следующая – «закон рекапитуляции»

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Яндекс.Метрика