canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

«Закон рекапитуляции» Холла. Биогенетический «закон рекапитуляции».

I. 2. Методологические проблемы возрастной психологии («закон рекапитуляции»)

Генотипическая устойчивость кажется более надежной и определенной. Но здесь психология сталкивается с проблемой сложного взаимодействия природных и социальных аспектов развития и с неразработанностью генетики человека. Чтобы понять соотношение социальных и биологических факторов развития, психологи широко применяют так называемый близ­нецовый метод, сравнение развития одно- и двухъяйцевых близнецов. Этот метод дает очень ценные результаты, пока­зывая, что сложные индивидуально-личностные качества обыч­но являются результатом совместного действия наследствен­ности и социальных факторов.

Даже генетически наследуемые свойства не остаются од­ними и теми же на разных этапах онтогенеза. Степень сход­ства однояйцевых близнецов по одним и тем же качествам мо­жет быть существенно различной в 15, 25 и 40 лет.

Американские психологи Р. Дворкин, И. Готтесман и др. обследовали 147 пар 16-летних близнецов и повторили обследование 12 лет спустя, когда испытуемым (42 пары) исполни­лось по 28 лет. Оказалось, что сама структура наследствен­ных качеств варьирует с возрастом. Наряду с такими свойст­вами, по которым однояйцевые близнецы значимо отличаются от двухъяйцевых и в 16 и в 28 лет (т. е. налицо сквозная на­следственность), существует много измерений, обнаруживаю­щих свою генетическую природу на одной фазе развития и не обнаруживающих на другой. Так, 16-летние однояйцевые близ­нецы были статистически ближе друг к другу, чем их двухъяйцевые сверстники, по шкалам общительности, интеллекта и пси­хопатологии; у 28-летних разница между одно- и двухъяйцевыми близнецами по этим качествам, указывающая на их генети­ческую природу, исчезает. Зато другие шкалы, например эмо­циональной устойчивости и уверенности в себе, обнаруживают генетическую детерминацию в 28 лет, тогда как у 16-летних ее не наблюдается. Видимо, с возрастом не только меняется уровень генетической регуляции психических свойств (у юно­шей больше черт, обнаруживающих генную природу, чем у взрослых), но происходят и какие-то, пока неясные, качественные сдвиги. Ясно лишь, что и близнецовые исследования позволяют судить о степени наследуемости психических ка­честв и способов их проявления только с учетом возраста и когортной принадлежности испытуемых.

I. 3. Теории юности в зарубежной психологии

Советский психолог Л. С. Выготский еще в 1920-х годах от­мечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем твердо установленных фактов. В какой-то мере это справедливо и сегодня.

С известным упрощением можно выделить три главных под­хода к юности, каждый из которых имеет множество вариаций. Подход, ставящий в основу биологические процессы со­зревания, рассматривая остальные процессы развития как про­изводные или в связи с ними, называется биогенетическим. Подход, фиксирующий главное внимание на процессах социализации и тех задачах, которые ставит перед соответствующим этапом жизненного пути общество, называется социогенетическим. Подход, ставящий в основу развитие собственно психи­ческих процессов и функций, называется психогенетическим.

Биогенетические теории развития главное внимание обра­щают на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально-психологи­ческие свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из ге­нетически обусловленных конституциональных типов.

Яркий представитель этого направления — американский психолог начала XX в. С. Холл. Главным законом психологии развития он считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повто­ряет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизво­дит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и ры­боловство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу ци­вилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12—13 лет) до наступления взрослости (22—25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальней­шей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых ос­нован «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные за­кономерности психического развития.

фенотипическое постоянство – предыдущая | следующая – интеграция

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика