«Многовариантные экспериментаторы» подчеркивают важность массовых обследований и многообразия экспериментальных проб с последующей углубленной математической обработкой полученных данных, вычислением коэффициентов корреляции и применением факторного анализа. Собственно, факторное аналитическое исследование и начинается с систематического отбора тех проб, которые обычно используются для измерения каких-то качеств, например, интеллектуальных способностей или черт личности. Этот комплекс проб применяют ко всем испытуемым набранной группы, получая оценку по каждому признаку для каждого человека. Далее определяется связь между каждой парой признаков. Если люди с высоким баллом по одному признаку получают высокий балл и по другому, коэффициент корреляции покажет их тесную связь и будет приближаться к +1,00 (что означает полное совпадение). Зная балл человека по одному из этих признаков, можно эффективно прогнозировать его оценку и по другому. Высокая отрицательная связь (приближающаяся к —1,00) означает обратную зависимость между признаками (высокая оценка по одному прогнозирует низкую оценку по другому); коэффициенты корреляции, близкие к 0,00, свидетельствуют об отсутствии связи. Все коэффициенты корреляции представляются в виде корреляционной матрицы, которая затем подвергается специальным процедурам факторного анализа с целью выявления неких общих факторов, объединяющих признаки, имеющие наиболее тесные связи внутри одного фактора, при этом разные факторы должны быть полностью или относительно независимыми между собой (соответственно различаются ортогональные и облические факторы).
После этого отбираются пробы, тесты, «максимально нагружающие» каждый выявленный фактор, или проводятся специальные дополнительные исследования с целью усовершенствования или создания проб, позволяющих составить «наилучшую батарею» для измерения каждого фактора, рассматриваемого как некое функциональное единство, в данном случае — определенную психологическую сущность или свойство, которые могут быть проинтерпретированы гипотетически, исходя из coдержания и характера тестов, «нагружающих» тот или иной фактор, а также из соотношения их с другими, внешними данными. Принципы факторного анализа в психологии применительно к изучению структуры интеллекта первым начал разрабатывать профессор Лондонского университета Ч. Спирмен [Spearman С, 1927].
Спирмен пришел к выводу, что интеллект представляет собой некую общую способность, которая является прежде всего способностью представлять отношения между явлениями. Ее отражает так называемый «генеральный фактор интеллекта» (g). Кроме g-фактора, было постулировано также существование специфических факторов (s-факторов, характерных для разных типов интеллектуальной деятельности). Главным мерилом интеллекта по Спирмену являются именно g-фактор и те тесты, где он выражен в наибольшей степени.
Любопытно, что американский психолог Л. Терстоун [Thur-stone L., 1941], также на основе факторного анализа, сделал несколько иной вывод. Начав исследование умственных способностей более специфическими методами, он затем подчеркивал значение в измерении интеллекта именно специфических «первичных» способностей, таких как числовые, пространственные, вербальные и проч., которые представлялись им как «ветви» вторичного общего фактора интеллекта, лежащего в их основе.
Факторный анализ в психологии вначале использовался для выяснения структуры человеческих способностей, главным образом ментальных или интеллектуальных, и лишь затем его стали применять и к анализу структуры личности, причем наиболее последовательно это делалось Кеттелом и его сотрудниками [Cattell R., et al., 1946, 1966, 1970]. Для получения первоначальных данных Кеттел обратился к традиционным в психологии методам наблюдения, вопросникам, а также различным видам лабораторного эксперимента, которые специально подготавливались и стандартизовались для этого исследования, так как количественная оценка и надежность полученных данных служили необходимым условием их использования при дальнейшей математической обработке.
Многочисленные исследования и результаты их сложной математической обработки позволили Кеттелу и его сотрудникам выделить около 30 факторов, из которых 18 использовались в дальнейшем наиболее часто, так как вошли (в несколько отличающихся комбинациях) в различные формы личностного вопросника Кеттела, предназначенные для испытуемых разного возраста. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или «первичном черты» (в вопросниках он измеряется в стенах — единицах шкалы с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 и средним — 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Соответственно на эти биполярные содержания указывает значок + или —, стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы. Кроме буквенных обозначений, факторы имеют еще «специальные» (или «технические») и «популярные» названия. Кеттел большое значение придает характеристике факторов как особых, полученных независимо от произвольных операций ума, но объективно установленных категорий, представляющих «естественные унитарные структуры личности» или совокупности определенных психологических качеств, каждая из которых рассматривается как «первичная» личностная черта, поэтому «популярные» названия обыденного языка лишь приблизительно передают их сущность. Для «специальных» названий Кеттел иногда придумывает слова или берет малоизвестные термины из латыни или греческого.
Так, например, первому и одному из самых важных факторов — фактору А, который иногда не совсем верно называют «шизотимией — циклотимией», Кеттел, указывая на связь его с этими терминами Кречмера, а также ссылаясь на соответствующие понятия у Блейлера и Крепелина, в то же время, чтобы отмежеваться от известного психопатологического смысла этих понятий (хотя Кречмер подчеркивает применимость их к норме), даст «специальное» название — «сизотимия — аффектотимия». Он пишет: «Поскольку у публики шизотимическое связано с ненормальностью, лучше пользоваться термином сизотимия (Sise — означает плоскость, вялость, скучность, однообразность в живописи, то же в отношении чувств) — отсутствие живых вибрирующих эмоций. Эта холодность и отчужденность характеризует нормальный А-фактор сизотимического индивида. Циклотимия в норме — аффектотимия, так как первоначальной характеристикой является аффект, эмоция, а не колебания, циклотимические перепады, которые характерны для ненормальных» [Cattell R., 1966].
вопросники и проективные методы – предыдущая | следующая – факторы Кеттела
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание