В целом можно выделить четыре основных этапа коррекционной работы.
1. На диагностическом этапе используются различные модификации методики А. Р. Лурии, адаптированные для детского возраста
(Симерницкая Э. Г., 1991; Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994; Цветкова Л. С., 1998; Семенович А. В., 2002; Ахутина Т. В., Пыда- ева Н. М., 2003; Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.т 2006). С их помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и те причины, которые приводят к наблюдаемым нарушениям, то есть установить наличие повреждения или запаздывания функционального созревания мозговых структур. На основании диагностических данных составляется карта особенностей функционирования мозговых структур и разрабатывается коррекционная программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.
- Цель установочного этапа — создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае еще и тем, что довольно часто применение нейропсихологической коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы. Таким образом, происходит переформулировка запроса, достижение более полного осознания проблемы и причин дефекта. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных заданий и упражнений, выполняемых ребенком.
На этом этапе устанавливается эмоциональный контакт с ребенком и родителями, который помогает в коррекционной работе.
- На коррекционном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, составленной по результатам диагностики.
- Этап оценки эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако родителям надо объяснить, что занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Кроме того, максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции показывает отсроченная проверка. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции.
20.2. Направления коррекционно-развивающего обучения
В отечественной нейропсихологии в настоящее время реализуются два основных направления коррекционно-развивающего обучения и интегративные подходы.
Первое из них отражено в программах, разработанных Т. В. Ахути- ной и Н. М. Пылаевой, Э. Г. Симерницкой, Ю. В. Микадзе и Н. К. Корсаковой (1994).
20.2.1. Коррекционно-развивающие программы Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой
Первое направление коррекционно-развивающего обучения (Ахути- на Т. В., Пылаева Н. М., 2003; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В., 1997, 1999; Цветкова Л. С., 1985, 2001 и др.) направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. Оно реализует идеи Л. С. Выготского о процессе интериоризации. В этом направлении акцент ставится на развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого, где взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простых к сложным.
Методика Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой представляет собой четкую технологичную программу, которая состоит из комплекса учебно-игровых занятий для детей, испытывающих трудности в обучении (Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., 2003; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В.,
- самостоятельное выполнение действия по интериоризованной программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях (ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия, специалист наблюдает за тем, обращается ли ребенок к наглядной программе при затруднениях, и при необходимости напоминает об этом);
- самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал (возможности переноса контролируются специалистом).
Во время одного занятия используются задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа от начала к концу задания усложняются, при этом сложность программирования увеличивается от этапа к этапу. Эффективность программы обеспечивается адекватностью подбора заданий соответствующим возможностям ребенка (Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., 2003; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В., 1997,1999).
принцип коррекционной работы – предыдущая | следующая – коррекция памяти
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста