тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

20.1.2. Общие принципы коррекционной работы

Современные представления о закономерностях развития ребенка и те­ория нейропсихологической реабилитации, разработанная Л. С. Цвет­ковой, позволяют выделить следующие принципы нейропсихологичес­кой коррекции в детском возрасте.

Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребен­ка. Учет индивидуальных особенностей ребенка, сформированности эмоционально-волевой сферы, особенностей темперамента и характера должен являться основой для коррекционной работы. Незрелость мотивационной сферы ребенка требует дополнительных умений от пси­холога, чтобы активизировать ребенка, сформировать нужную мотива­цию, вызвать у него интерес к коррекционным занятиям.

Принцип опоры на сохранные формы деятельности. В детском возрасте достаточно сложно выделить поврежденность и недоразви­тие ВПФ. У ребенка в отличие от взрослого нет такого богатого опыта интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой и в особенности соци­альной деятельности. Выполнение не до конца сформированных навыков еще не перешло на автоматизированный, непроизвольный уро­вень. Поэтому использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности, которое является одним из основных принципов восстановительного обучения, не всегда предоставляется возможным. Тем не менее опора на сохранные формы деятельности в процессе нейропсихологической коррекции позволяет временно пе­ревести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный для ребенка уровень ее осуществления.

Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. По­скольку все психические процессы формируются в предметной деятель­ности, в коррекционной работе необходимо использовать методы вос­становления и формирования через деятельность, как вербальную, так и невербальную. Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовывать. Ведущими отечествен­ными психологами Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонть­евым было показано, что в обучении важна методически грамотная орга­низация деятельности по усвоению материала и управление ею.

Принцип программированного обучения. Этот принцип преду­сматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению или фор­мированию ВПФ. Большинство методов, часто применяемых в обуче­нии, коррекционной и дефектологической работе, как правило, пред­ставляют собой перечисление разрозненных приемов, рекомендуемых для восстановления или формирования отдельных ВПФ (речи, праксиса, гнозиса, памяти и т. д.). При таком подходе методы ориентированы на внешний симптом, а не на механизм дефекта. В исследованиях отече­ственных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальпери­на, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. С. Цветковой было показано, что формирование каждого навыка проходит у человека несколько уров­ней. На начальных этапах осуществляется серия развернутых вне­шних операций, затем внешние операции постепенно свертываются при участии внешней речи и переносятся во внутреннюю речь и на­чинают выполняться как автоматизированные умственные действия. Исследования ряда авторов показали, что при различных формах дизонтогенеза нарушается спонтанное формирование тех или иных на­выков, что необходимо учитывать в коррекционной работе.

Коррекционные программы должны соответствовать следующим требованиям: индивидуальность в содержании программы (програм­ма составляется по индивидуальному нейропсихологическому профи­лю ребенка), многократная повторяемость частей программы ребенком (упражнения), опора на внешние вспомогательные средства. Правиль­но составленная программа становится средством управления разви­тия и формирования функции, а затем, после овладения ею, она высту­пит для ребенка как средство самоуправления, как способ выполнения других действий.

Принцип от простого к сложному. Известный дидактический прин­цип «от простого — к сложному» необходимо учитывать при коррекционно-развивающем обучении.

Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В игре гораздо ак­тивнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализи­руются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависи­мости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.

Эмоциональный контакт с ребенком. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контак­та. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективнос­ти работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работе. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача ра­боты по развитию эмоциональной сферы ребенка.

 

нейропсихологическая коррекция – предыдущая | следующая – этапы коррекционной работы

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога