20.1. Общая характеристика коррекционной работы
20.1.1. Методологические основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция, или коррекционно-развивающее обучение детей, — одна из сфер практического приложения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии. Теоретическую базу нейропсихологической коррекции составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многоуровневое строение и опираются на работу множества мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В связи с этим недостаточность некоторых высших психических функций (ВПФ) может иметь место при повреждении или дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом случае она проявляется специфично, качественно отличаясь от особенностей проявления при заинтересованности других мозговых структур.
Эффективность обучения детей с проблемами психического развития зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющихся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций. Функциональным диагнозом называется определение несформированных или нарушенных психических функций с подробным описанием механизма нарушения, при котором локализация пострадавшего функционального звена может быть указана лишь вероятностным способом. Функциональная диагностика исходит
из принципа динамической «хроногенной» организации и локализации функций ребенка (Л. С. Выготский).
Нейропсихологическая диагностика с целью дальнейшего коррекционно-развивающего обучения ребенка предполагает знание всех нейропсихологических синдромов, факторов, лежащих в их основе, связи синдромов с мозговыми зонами, о системном нарушении ВПФ, отличия патологии одних и тех же функций у взрослых и детей, а также представление о возрастных нормативах развития.
Функциональная организация психических процессов в детском возрасте определяется законом гетерохронии, определяющим логику нормального развития на разных возрастных этапах. Благодаря гетерохронии развития каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек. В большинстве случаев нейропсихологическая коррекция связана с неравномерностью развития ВПФ, которая предполагает индивидуальные вариации, проявляющиеся в опережении или отставании в развитии высших психических функций но сравнению с возрастной нормой. В отличие от гетерохронии, определяющейся видовой генетической программой развития, неравномерность связана с индивидуальной программой и средовыми факторами. Неравномерность развития ВПФ, а точнее, их структурно-функциональных компонентов — нормальное явление, имеющее большой приспособительный эффект, так как для популяции в целом выгодно наличие у людей разных способностей. Однако при повышении требований со стороны социальной среды относительно слабые звенья высших психических функций становятся тормозом дальнейшего развития и успешного обучения ребенка.
Современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения, опирающегося на системный подход.
исследование детей – предыдущая | следующая – принцип коррекционной работы
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста