тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Виртуальная реальность в экспериментальной психологии: к вопросу о методологии (экологическая валидность)

ВР-технология предоставляет возможность создать сре­ду для систематического тестирования, тренингов и лечения, позволяющую контролировать комплексную, динамическую трехмерную стимуляцию. Виртуальная реальность, создавае­мая за счет визуализации трехмерных объектов методами компьютерной графики, анимации и программирования, является продуктом информационных технологий. Однако в ряде со­временных публикаций были отмечены важные аспекты соз­дания виртуальных трехмерных миров, согласно которым не­обходимо рассматривать BP не только как информационную, но и как психологическую технологию [24]. С какой бы целью ни конструировалась BP, перед ее пользователями возникает мно­жество психологических проблем: привыкание к виртуальной среде, степень доверия к виртуальным объектам, адекватность действий и эмоциональных состояний наблюдателя, возмож­ность воздействия на его психическое состояние и т. д. Поэтому неудивительно, что именно психологической науке принадле­жит ведущая роль в адаптации интенсивно развивающихся и совершенствующихся систем BP к особенностям человеческого восприятия и сознательного поведения.

Технология виртуальной реальности открывает для экс­периментальной психологии новые исследовательские воз­можности и оснащает ее методами, имеющими ряд отличий перед традиционными лабораторными инструментами [25]. Без обсуждения методологических особенностей этой техноло­гии невозможно планирование и создание адекватных сце­нариев для психологических научных исследований, исполь­зование ее в образовании и медицине. Активная дискуссия относительно положительных и отрицательных особенно­стей систем BP прослеживается во многих работах [26]. Перечислим некоторые несомненные преимущества этой техно­логии.

Во-первых, следует отметить ее экологическую валидностъ. Для измерения ряда психологических параметров, таких, например, как уровень практического интеллекта или восприятие сложной динамичной сцены, классические методики опросников и тестов являются не совсем адекват­ными. В ряде работ [27] дискутировался вопрос о том, насколь­ко точно мы можем оценить когнитивные функции при по­мощи традиционных методик, в которых испытуемым на короткое время предъявляют не очень сложные стимулы на экране монитора. Решаемые ими абстрактные задачи на «ис­ключение лишнего», «поиск общих признаков» и т. д. призна­вались слишком «узкими» и искусственными по сравнению с задачами в реальной жизни. В еще более упрощенном ва­рианте диагностики когнитивных процессов применялись стандартные тесты с использованием ручки и бумаги, а оцен­ка когнитивных/функциональных процессов основывалась на двух критериях: надежности и валидности. Однако суще­ствует множество факторов, значительно снижающих надежность и валидность традиционных методов, например: (1) ва­риабельность процедуры опыта в зависимости от эксперта; (2) некоторые тесты требуют участия одновременно несколь­ких когнитивных функций, поэтому остается неясным, какая из них подвергается оценке. Также эти тесты обладали низ­ким уровнем экологической валидности. В научной психоло­гии появились такие понятия, как практический интеллект и эмоциональный интеллект, которые определяют интеллект не как способность решать задачи, а как способность пони­мать другого человека. Тестирование этих понятий требу­ет новой стимульной среды, которая подобна естественной среде. Это должна быть сложная, меняющаяся во времени и меняющаяся в зависимости от положения наблюдателя ви­зуальная среда. Кроме того, она должна позволять осущест­влять естественное поведение наблюдателя в пределах «вир­туального» окружения – рассматривать, поворачиваться, трогать и т. д.

___________________________________________________________________________________

[24] См., напр.: Архитектура виртуальных миров / Под ред. М. Б. Игнатьева, А. В. Никитина, А. Е. Войскунского. – СПб: Изд- во ГУАП, 2009; ВойскунскийА. Е., Менъшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестн. Моск. ун­та. Сер. 14, Психология. – 2008. – № 1. – С. 22-36.

[25] Zinchenko, Yu. P., Menshikova, G. Ya., Bayakovsky, Yu. M., Chernorizov, A. M., Voiskounsky, A. E. Technologies of Virtual Reality in the Context of World-Wide and Russian Psychology: Methodology, Comparison with Traditional Methods, Achievements and Perspec­tives // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook. – Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2010. – P. 11-45.

[26] Yee, N. Psychological research in virtual worlds, 2007. URL: http://bps-research-digest.blogspot.eom/2007/06/psvcho-logical- research-in-virtual.html

Ducheneaut, N., Yee, N., Nickell, E., Moore, R. J. Alone Together? Exploring the Social Dynamics of Massively Multiplayer Games. Con­ference proceedings on human factors in computing systems. – Mont­real, 2006. – P. 407-416.

Khan, Y., Xu, Z., Stigant, M. Virtual reality for Neuropsychologi­cal diagnosis and rehabilitation: A Survey // Proceedings of the Sev­enth International Conference on Information Visualization. IEEE Computer Society. – Washington DC, 2003. – P. 158-163.

Morganti, F., Gaggioli, A., Castelnuovo, G., Bulla, D., Vettorello, M., Riva, G. The use of technology supported mental imagery in neurological rehabilitation: a research protocol, Cyberpsychology & Behavior, 2003. – 6(4). – P. 421-442.

Optale, G. Capodieci, S., Pinelli, P., Zara, D., Gamberini, L., Riva, G. Music-enhanced immersive virtual reality in the rehabilitation of memory-related cognitive processes and functional abilities: A case report. Presence 10, 2001. – P. 450-462.

[27] Neisser, U. Memory: what are the important questions? Practical Aspects of Memory. – London: Academic Press, 1978. – P. 3-24.

виртуальность – предыдущая | следующая – реальный мир

вернуться к началу статьи