Виртуальная реальность в экспериментальной психологии: к вопросу о методологии (реальный мир)

Во-вторых, технология виртуальной реальности отли­чается от классических методик тем, что она позволяет осу­ществлять полный контроль за вниманием наблюдателя, по­скольку она яркая, динамичная и интерактивная. Для такой среды маловероятно отвлечение внимания на другие стимулы реального окружения.

В-третьих, она гибкая и легко перестраиваемая. Среда BP программируется, что позволяет пластично менять пара­метры объектов и происходящих с ними событий. Есть воз­можность представить множество разнообразных перемен­ных стимулов (как неподвижных, так и движущихся) с легко контролируемыми параметрами предъявляемой стимуля­ции – яркость, цвет, форма и др. Кроме того, в ней легко про­граммируется структура появления стимуляции и настройка этой структуры в зависимости от реакции наблюдателя. Сле­дует отметить, что в понятие гибкости включается возмож­ность создавать не только «подобную реальному миру» среду, но и нереальные («лунные») миры с необычными свойствами виртуальных объектов. Такие миры также позволяют поместить пациентов в условия, которые в реальном мире были бы недостижимыми, опасными или стрессогенными.

Четвертой особенностью систем BP является возмож­ность селективного выделения нужной стимуляции. В экспе­риментальной психологии существует большое число задач, в которых экспериментатору необходимо привлечь внимание испытуемого к отдельным ключевым стимулам. В программи­руемой BP в описании сценария можно ввести специальные способы визуального «усиления» ключевых стимулов – уве­личить частоту их появления, усилить яркость, окрасить их в цвет, который «привлекает взор» испытуемого. Можно не только использовать сенсорные характеристики стимуляции, но и встраивать в виртуальную среду стимулы, вызывающие у испытуемого сильные ассоциативные реакции: портреты близких людей, обстановку комнаты, в которой испытуемый провел детские годы, и т. д.

Пятое преимущество – возможность установления об­ратной связи в режиме реального времени. Быстродействую­щие компьютерные системы могут обсчитывать и выдавать результирующий визуальный образ в течение нескольких миллисекунд, что позволяет программно устанавливать бы­строе интерактивное взаимодействие ВР-среды и наблюдате­ля. Для этого вводится специальный дисплей, позволяющий осуществлять действия с виртуальными объектами, результат которых виден в режиме реального времени.

В-шестых, важной особенностью BP является возмож­ность создания полимодальной стимуляции. Чувство физи­ческой реальности конструируется на основе наших базовых ощущений – зрительных, осязательных, слуховых, обонятель­ных. Системы BP позволяют имитировать одновременно зри­тельные, тактильные, слуховые образы, что едва ли достижи­мо в традиционной парадигме экспериментальной психоло­гии и что усиливает «правдивость» виртуальной среды. Такое преимущество позволяет решать ряд задач в реабилитации когнитивных способностей. Классические подходы в когни­тивной реабилитации разделяются обычно на две основные группы: восстановительные, которые уделяют внимание си­стематическому восстановлению когнитивных процессов, и функциональные, придающие особое значение актуаль­но наблюдаемому поведению (повседневным действиям) [28]. Критики восстановительных подходов предостерегают от чрезмерного доверия к тестовым материалам и подчерки­вают неспособность этого подхода адаптировать пациента к реальному миру. Функциональные же подходы критикуют за то, что выучивание процедур приводит к тому, что пациент как будто живет в статичном мире, в котором условия жиз­ни не изменяются. Особенность ВР-технологии создавать мультимодальную стимуляцию, полностью погружающую пациента во взаимодействие с виртуальной средой, позволя­ет значительно эффективнее восстанавливать комплексное поведение.

Однако технология виртуальной реальности имеет и сла­бые стороны. Так, например, подробный анализ использова­ния ВР-технологий для задач реабилитации больных с раз­личными типами нарушений был проделан Ф. Морганти [29]. Результаты этого анализа показали, что, несмотря на все пре­имущества, использование BP в реабилитации сталкивается с целым рядом проблем. К наиболее часто обсуждаемым не­достаткам относят высокую стоимость оборудования, техни­ческую сложность, сложность визуализации психологических проблем, отсутствие критериев эффективности воздействия ВР-среды, недостаток знаний персонала о принципах работы и эксплуатации инновационного оборудования.

Потребность в системах виртуальной реальности в про­цессе жизнедеятельности человека, а также общества и госу­дарственной системы все больше. Глубокое и всестороннее изучение этого явления открывает огромные возможности для обучения, моделирования, творчества.

За сравнительно короткий срок технологии виртуальной реальности преодолели путь от «дорогой игрушки» до «функ­циональной технологии». Сейчас BP активно развивается как средство для клинического, исследовательского и образова­тельного применения. Системы BP интегрируют в себе ком­пьютерную графику в режиме реального времени, датчики движения тела, аудио-/визуальные/сенсорные дисплеи для погружения испытуемого в интерактивную виртуальную сре­ду, которая естественным образом меняется при движениях его головы и тела. Являясь, по сути дела, сложными симуляторами среды, BP могут быть использованы для наблюдения за человеческой психикой и поведением под воздействием разнообразных стимульных условий, неосуществимых посредством традиционных методов экспериментальной психо­логии.

___________________________________________________________________________________

[28] Rizzo, A., Buckwalter, J. G., Van der Zaag, C. Virtual Environ­ment Applications in Clinical neuropsychology // The Virtual Environments Handbook. – New York: Erlbaum, 2002.

[29] Morganti, F. Virtual interaction in cognitive neuropsychology Cybertherapy: Internet and Virtual Reality as Assessment and Rehabilitation Tools for Clinical Psychology and Neuroscience. – Amsterdam: IOS Press, 2004.

экологическая валидность – предыдущая

вернуться к началу статьи