canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Реальный мир и нереальный. Условия, которые не достижимы в реальном мире.

Виртуальная реальность в экспериментальной психологии: к вопросу о методологии (реальный мир)

Во-вторых, технология виртуальной реальности отли­чается от классических методик тем, что она позволяет осу­ществлять полный контроль за вниманием наблюдателя, по­скольку она яркая, динамичная и интерактивная. Для такой среды маловероятно отвлечение внимания на другие стимулы реального окружения.

В-третьих, она гибкая и легко перестраиваемая. Среда BP программируется, что позволяет пластично менять пара­метры объектов и происходящих с ними событий. Есть воз­можность представить множество разнообразных перемен­ных стимулов (как неподвижных, так и движущихся) с легко контролируемыми параметрами предъявляемой стимуля­ции – яркость, цвет, форма и др. Кроме того, в ней легко про­граммируется структура появления стимуляции и настройка этой структуры в зависимости от реакции наблюдателя. Сле­дует отметить, что в понятие гибкости включается возмож­ность создавать не только «подобную реальному миру» среду, но и нереальные («лунные») миры с необычными свойствами виртуальных объектов. Такие миры также позволяют поместить пациентов в условия, которые в реальном мире были бы недостижимыми, опасными или стрессогенными.

Четвертой особенностью систем BP является возмож­ность селективного выделения нужной стимуляции. В экспе­риментальной психологии существует большое число задач, в которых экспериментатору необходимо привлечь внимание испытуемого к отдельным ключевым стимулам. В программи­руемой BP в описании сценария можно ввести специальные способы визуального «усиления» ключевых стимулов – уве­личить частоту их появления, усилить яркость, окрасить их в цвет, который «привлекает взор» испытуемого. Можно не только использовать сенсорные характеристики стимуляции, но и встраивать в виртуальную среду стимулы, вызывающие у испытуемого сильные ассоциативные реакции: портреты близких людей, обстановку комнаты, в которой испытуемый провел детские годы, и т. д.

Пятое преимущество – возможность установления об­ратной связи в режиме реального времени. Быстродействую­щие компьютерные системы могут обсчитывать и выдавать результирующий визуальный образ в течение нескольких миллисекунд, что позволяет программно устанавливать бы­строе интерактивное взаимодействие ВР-среды и наблюдате­ля. Для этого вводится специальный дисплей, позволяющий осуществлять действия с виртуальными объектами, результат которых виден в режиме реального времени.

В-шестых, важной особенностью BP является возмож­ность создания полимодальной стимуляции. Чувство физи­ческой реальности конструируется на основе наших базовых ощущений – зрительных, осязательных, слуховых, обонятель­ных. Системы BP позволяют имитировать одновременно зри­тельные, тактильные, слуховые образы, что едва ли достижи­мо в традиционной парадигме экспериментальной психоло­гии и что усиливает «правдивость» виртуальной среды. Такое преимущество позволяет решать ряд задач в реабилитации когнитивных способностей. Классические подходы в когни­тивной реабилитации разделяются обычно на две основные группы: восстановительные, которые уделяют внимание си­стематическому восстановлению когнитивных процессов, и функциональные, придающие особое значение актуаль­но наблюдаемому поведению (повседневным действиям) [28]. Критики восстановительных подходов предостерегают от чрезмерного доверия к тестовым материалам и подчерки­вают неспособность этого подхода адаптировать пациента к реальному миру. Функциональные же подходы критикуют за то, что выучивание процедур приводит к тому, что пациент как будто живет в статичном мире, в котором условия жиз­ни не изменяются. Особенность ВР-технологии создавать мультимодальную стимуляцию, полностью погружающую пациента во взаимодействие с виртуальной средой, позволя­ет значительно эффективнее восстанавливать комплексное поведение.

Однако технология виртуальной реальности имеет и сла­бые стороны. Так, например, подробный анализ использова­ния ВР-технологий для задач реабилитации больных с раз­личными типами нарушений был проделан Ф. Морганти [29]. Результаты этого анализа показали, что, несмотря на все пре­имущества, использование BP в реабилитации сталкивается с целым рядом проблем. К наиболее часто обсуждаемым не­достаткам относят высокую стоимость оборудования, техни­ческую сложность, сложность визуализации психологических проблем, отсутствие критериев эффективности воздействия ВР-среды, недостаток знаний персонала о принципах работы и эксплуатации инновационного оборудования.

Потребность в системах виртуальной реальности в про­цессе жизнедеятельности человека, а также общества и госу­дарственной системы все больше. Глубокое и всестороннее изучение этого явления открывает огромные возможности для обучения, моделирования, творчества.

За сравнительно короткий срок технологии виртуальной реальности преодолели путь от «дорогой игрушки» до «функ­циональной технологии». Сейчас BP активно развивается как средство для клинического, исследовательского и образова­тельного применения. Системы BP интегрируют в себе ком­пьютерную графику в режиме реального времени, датчики движения тела, аудио-/визуальные/сенсорные дисплеи для погружения испытуемого в интерактивную виртуальную сре­ду, которая естественным образом меняется при движениях его головы и тела. Являясь, по сути дела, сложными симуляторами среды, BP могут быть использованы для наблюдения за человеческой психикой и поведением под воздействием разнообразных стимульных условий, неосуществимых посредством традиционных методов экспериментальной психо­логии.

___________________________________________________________________________________

[28] Rizzo, A., Buckwalter, J. G., Van der Zaag, C. Virtual Environ­ment Applications in Clinical neuropsychology // The Virtual Environments Handbook. – New York: Erlbaum, 2002.

[29] Morganti, F. Virtual interaction in cognitive neuropsychology Cybertherapy: Internet and Virtual Reality as Assessment and Rehabilitation Tools for Clinical Psychology and Neuroscience. – Amsterdam: IOS Press, 2004.

экологическая валидность – предыдущая

вернуться к началу статьи

 

Яндекс.Метрика