Наша интерпретация трактовки этого этапа речемышления Выготским была сформулирована следующим образом: по Выготскому, всякая мысль рождается из некоторого конфликта, сна решает какую-то задачу, соединяя что-что с чем-то. Условия этой задачи, заданные предшествующей деятельностью субъекта, его аффективно-волевыми установками, всей его личностью, составляют некоторую внутреннюю ситуацию. Нахождение ответа, выход из конфликта есть переосмысление по меньшей мере одного из компонентов ситуации, образование новой связи, вследствие чего мысленно преобразуется вся ситуация в целом и возникает образ результата. Поскольку внутренняя ситуация вбирает в себя всю личность, она всегда предельно уникальна и субъективно-конкретна, и поскольку эта конкретность бесконечна, ситуации всегда так или иначе присуща неопределенность. Определенность же всей ситуации сосредоточивается в том «новом», что было найдено в решении ситуативного конфликта. «Новое» выделено на фоне ситуации, непосредственно значимо, а потому именно оно может быть обозначено. Это обозначение становится именем ситуации в целом, т. е. первый предикат к подразумеваемому подлежащему— ситуации, становится представителем всей ситуации. Таким образом, привлеченное для фиксирования мысли языковое значение вбирает в себя ситуацию, становится ситуативным значением, т. е. смыслом. Тем самым значение становится носителем содержания, выходящего далеко за его пределы. Этот новый — теперь уже речевой — конфликт решается в процессе речевого развертывания.
Нам представляется важным подчеркнуть, что поиск значимого (мыслительный акт) и означивание( речевой акт) являются двумя функционально различными сторонами единого процесса смыслоформирования. В этом процессе мы вслед за Л. С. Выготским выделяем этап мысли, где основная нагрузка падает на поиск значимого, и этап смыслового развертывания, где наиболее существенной становится вторая сторона — означивание (точнее, переозначивание — замена первого внутреннего слова определенным образом организованным набором внутренних слов). Таким образом, опосредование мысли внутренним словом совершается на обоих этих этапах; при этом, по-видимому, существует большое количество переходов от первого этапа ко второму и обратно, однако то, что это принципиально разные моменты, доказывается данными патологии: поиск решения нарушается при лобном синдроме, способность к переозначиванию, к нахождению определенного набора значений страдает при динамической афазии.
Динамическая афазия, как и два другие синдрома, возникающие при поражении блока «программирования, регуляции и контроля», есть в отличие от «лобного синдрома» собственно речевые нарушения, афазии. Все три синдрома имеют общие особенности: они возникают в результате нарушения операций, обеспечивающих на разных уровнях программирование и контроль речи и работающих по принципу сукцессивного синтеза элементов, связанных отношениями смежности, иными словами, синтагматическими отношениями [Лурия 1969, 1975А; Jakobson 1956, 1964]. Эти нарушения проявляются в распаде единой последовательной программы на изолированные фрагменты, трудностях перехода от одного фрагмента к другому (патологическая инертность, персеверации).
Д и н а м и ч е с к а я а ф а з и я. Этот синдром возникает при поражении областей лобной доли левого полушария, расположенных впереди от «зоны Брока». Для него характерно отсутствие развернутой фразовой речи при достаточной сохранности повторения, называния, понимания бытовой речи.
В легких случаях динамической афазии больные могут участвовать в диалоге, отвечая на вопросы, но, как правило, не задавая их самостоятельно. Затруднения у этих больных наступают лишь при необходимости дать развернутый текст — рассказать о себе, пересказать услышанное или увиденное, написать письмо и т. п. Помощь в планировании текста и предоставление словаря «формул перехода» (средств сверхфразовой связи) позволяют компенсировать имеющиеся у больных дефекты.
В более грубых случаях динамической афазии страдает не только построение текста, но и построение отдельных высказываний. Трудности больных обнаруживаются уже в диалогической речи — на все вопросы они отвечают односложно, замешая развернутую фразу ее фрагментом. При задании построить фразу по картинке, больные строят неполное предложение, однако эти части фразы всегда правильно грамматически оформлены. Помощь в планировании фразы (соответствующие вопросы, схемы с обозначением знаменательных слов фразы) позволяет компенсировать имеющийся дефект. Например:
Пересказ текста «Пожар в лесу» (Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Коля бросился бежать в деревню. Он позвал на помощь колхозников. Пожар потушили. Лес был спасен. Пионеру Коле Иванову объявили благодарность): «В лесу пожар… За грибами пошел…». (В связи с невозможностью самостоятельного пересказа далее больному были заданы вопросы, на которые он правильно ответил.)
Составление фраз по картинкам:
1) (Мальчик бежит): «Мальчик бежит»;
2) (Женщина читает книгу): «Читает… Книжку читает…»;
3) (Девочка смотрит, как мама варит обед): «Кухня… На кухне…»
Эксп.: Дальше. — Домохозяйка, мать… мать… Эксп.: Еще кого видите? — Девочку, дочь… Щи варит… Экс п.: Кто? — Мать…;
4) (Мужчина покупает газету в киоске): «Газеты и картины…; Покупатель, продавщица…; «Большевик…»; «Большевик № 1». Эксп.: Кто это? — Мужчина. Эксп.: Что он делает? — Покупает. Эксп. Что покупает? — Журнал «Большевик».
Блок мозга – предыдущая | следующая – Смысловое синтаксирование