VI. Чтение.
23. Чтение — одна из форм импрессивной речи, и его исследование начинается обычно с узнавания отдельных букв, для чего предлагается выбрать заданные буквы из набора, выполненного разным шрифтом, например: А, Е, К, Т, Ш, Ц и т. п. (см. рис. 4).
24. Чтение вслух букв разного шрифта — печатных и письменных, например: А, Д, К, Ю, Р, Ц и т. п.
25. Чтение вслух «затупленных» букв. Предъявляется любой из 2 вариантов набора из 6 букв, каждый при двух раз-пых уровнях шума — 0,35 и 0,25. Если больной не справляется с заданиями при уровне шума в 0,35, переходят к менее «зашумлепным» буквам (рис. 5).
26. Глобальное чтение. Больному предлагается подобрать карточки с названиями предметов к рисункам (из набора для названия, см. рис. 3).
27. Чтение вслух идеограмм: СССР, Москва, фамилия больного.
28. Чтение вслух простых и сложных слов: лес, диван, автобус, суббота, индустрия, Гибралтар.
29. Чтение вслух простого и более сложного текста, например пословиц: цыплят по осени считают; куй железо пока горячо и т. п. В качестве более сложного текста может быть предложен один из коротких (2—3 фразы) рассказов.
При оценке результатов исследования проб на письмо и чтение учитывается, в какой мере нарушения этих функций отражают особенности устной речи, каково соотношение тяжести нарушений письма и чтения, каково соотношение тяжести нарушений устной и письменной речи. Кроме того, в опытах с чтением фраз и короткого текста обращается внимание на движение глаз больного, прослеживающего строки слева направо, переход с одной строки на другую, предпочтение одной (чаще правой) стороны текста, характер паралексий при чтении вслух и другие особенности.
V. Счет. Исследование счета складывается обычно из 2 этапов: анализа представлений о разрядном строении чисел и исследования собственно счетных операций, включая решение простых задач.
31. Запись под диктовку простых и сложных (многозначных) чисел, например: 7, 14, 41, 1004, 1010, 1515, 71017 и т. п.
32. Чтение вслух тех же чисел (см. рис. 4). Письмо и чтение многозначных чисел направлены па анализ разрядного строения чисел.
33. Устный счет. Автоматизированные счетные операции (таблица умножения): 3X5; 6×9; 8×9; 9×8 и т. п. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел: 9 + 6; 17—9; 32—15; 57 + 28 и т. д.
34. Письменный счет: 227 + 369; 669—185; 131×14.
35. Решение простых задач, например: в одной корзине 9 яблок, в другой — в 4 раза больше. Сколько яблок во второй корзине? На одной полке 6 книг, на другой — на 5 книг больше. Сколько всего книг на полках?
Исследование счета можно также дополнить пробами на серийные счетные операции, состоящие из 3—4 звеньев, сериями последовательных действий, типа отсчета от 100 по 7, или другими сенсибилизированными пробами.
При оценке результатов исследования следует по возможности уточнить, обусловлены ли нарушения в счетных операциях собственно акалькулией или речевыми расстройствами.
письмо – предыдущая | следующая – праксис
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание