Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников (продолжение)

Второй вид чтения — чтение «про себя», который является со­циально наиболее значимым для школьника, поскольку 90-95% по­лучаемой учебной информации осваивается с его помощью, изуча­ется параллельно с чтением вслух тоже дважды в учебном году. Так как чтение про себя осуществляется в более быстром темпе, чем вслух, из-за отсутствия громкого проговаривания и более быстрого движения глаз по строке в процессе чтения, то для проверки его сформированности выбраны тексты большей длины. Возрастание параметров, характеризующих сложность текстов, для молчаливого чтения представлено в таблице 4.

Таблица 4

Анализ сложности контрольных текстов для чтения «про себя»

Параметры текста 1 класс 2 класс 2 класс 3 класс 3 класс 4 класс
Текст «Ёжик» Текст«Стараякукла» Текст «Хво­сты» Текст «Гра­мотей» Текст «Виш­нёвая ветка» Текст «Воро­бей и мышь»
Количество слов 63 68 138 148 190 233
знаков 321 359 586 763 945 ИЗО
гласных 140 151 250 323 405 488
согласных 190 173 325 422 533 622
кластеров 29 38 51 81 93 119
однослож­ных слов 14 18 65 40 38 77
двусложных слов 24 27 42 56 64 73
трёхслож­ных слов 18 19 22 34 39 61
четырёх­сложных слов 3 4 10 12 20 19
пятислож­ных слов 0 2 1 4 7 3
шестислож­ных слов 0 0 0 1 0 0

При чтении «про себя» экспериментатором фиксируется ступень (способ) чтения и скорость чтения. Всего существует 5 ступеней мол­чаливого чтения, выделение которых, из-за его протекания в невиди­мом режиме, опирается на данные определения скорости чтения.

Первая, самая низшая ступень — чтение громким шёпотом (жужжащее чтение). На этой ступени учащиеся в полной мере ис­пользуют работу артикуляционного и слухового анализаторов, а так­же голосовой системы. Скорость такого чтения невысокая и часто соответствует скорости чтения вслух.

Вторая ступень — чтение тихим шёпотом. В процессе этого чтения учащиеся активно используют речедвигательный и слухо­вой анализаторы, однако работа голосовой системы значительно ослаблена. Скорость тихого шёпотного чтения обычно самая мед­ленная.

Третья ступень — чтение, сопровождающееся беззвучной арти­куляцией. На этой ступени наблюдается незначительная активность речедвигательного анализатора, однако полностью исключены слухо­вое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Ско­рость такого чтения несколько быстрее шёпотного чтения.

Четвёртая ступень — молчаливое чтение. В процессе такого чте­ния работа речедвигательного анализатора полностью переходит в невидимый (скрытый) режим. Скорость молчаливого чтения быстрее скорости чтения на предыдущих ступенях становления навыка.

Пятая наивысшая ступень — автоматизированное чтение «про себя». Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз.

Процедура проведения. Школьникам предлагается молча прочи­тать текст с начала до конца без заголовка.

Инструкция: «Громко назови свою фамилию, имя, класс. Пожа­луйста, начинай читать текст по моей команде, но без названия. Назва­ние прочитаю я. Читай внимательно, так как потом тебе нужно будет его пересказать. Обязательно скажи, когда ты закончишь читать».

Экспериментатор включает диктофон на запись сразу, как только ребенок сел за стол. Когда ребенок начинает читать текст, включается секундомер. Особо тщательно следует следить за тем, чтобы ребенок не начал читать до включения секундомера. Скорость чтения может быть определена и при повторном прослушивании записи с диктофона.

Дополнительно фиксируются случаи прослеживания по тексту пальцем.

Тексты для чтения вслух – предыдущая | следующая – Тексты для чтения про себя

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах