Цепная психосоматическая реакция в групповом аналитическом процессе
Группа, о которой здесь идет речь, находилась в начальной фазе терапевтического процесса. Контакт между членами группы лишь начал устанавливаться, и отдельные пациенты, страдавшие преимущественно психосоматической и сексуально-перверсной симптоматикой, продолжали испытывать страх и недоверие к группе в целом. Об этих чувствах, однако, открыто не говорилось, они отражались в интеллектуализированных спорах.
Когда стало известно, что психотерапевт покинет группу на три недели, чтобы вести терапию средой в другом месте, группа изъявила желание участвовать в ней в надежде на то, что это решающим образом улучшит групповую атмосферу. Отказ вызвал реакцию разочарования. В течение недель, предшествовавших отъезду психотерапевта, группа продемонстрировала сильную тенденцию обойти неоднократно поднимавшуюся проблематику расставания, отшутиться от нее. На первом занятии, проводимом замещавшим психотерапевтом, почти все члены группы жаловались на необъяснимую усталость, апатию, неприятное самочувствие и психосоматические симптомы, проработка которых определяла терапевтический процесс в последующие недели.
Пациентка Элизабет, студентка 24 лет, до этого в основном молчавшая в группе, пожаловалась на боли в спине, суставах и внизу живота. Она обратилась к врачу в связи с приступообразными ревматическими симптомами и лихорадочными состояниями, возникавшими в последние два года всегда, когда ее посещала мать. С начала терапии боли, однако, не возникали.
В группе она до того высказывалась лишь изредка, чтобы пожаловаться на страх перед непонятными ей ощущениями, которые она не могла охарактеризовать. В особенности она жаловалась на то, что с начала терапии начали усиливаться трудности в общении. Группа поняла эти страхи как реакцию на разрушение ее ригидного гипернормативного фасада – интерпретация, которую пациентка не могла принять. Она чувствовала непосредственную угрозу и была разочарована тем, что не получает от психотерапевта конкретных советов и указаний, как ей вести себя. Она повторяла, что не может говорить в присутствии психотерапевта, и вспоминала о том, как ее мать, одна из преподавателей ее школы, часами читала ей лекции о том, как надо себя вести. Мать она описывала как доминирующую и властную, восхищалась ее умением формулировать мысли, признавая при этом, что мать никогда не понимала ее проблем и била ее на глазах у всего класса. Уверенной она себя чувствовала, лишь когда была больна и мать ухаживала за ней.
Ребенком она заболела открытой формой туберкулеза и часто рецидивировавшим отитом. В подростковом возрасте возникла бронхиальная астма. Обострения гнойного тонзиллита возникали до четырех раз в год. Приступы ревматизма появились впервые, когда она в начале обучения в университете ушла от матери, спасаясь бегством в симбиотическом браке. Сильная бессознательная амбивалентность отношений с матерью, от которой она продолжала зависеть и после свадьбы, отчетливо выступила в ситуации расставания с психотерапевтом. Она сказала, что чувствует облегчение с ее уходом и может теперь, наконец, говорить. Одновременно она жаловалась на то, что психотерапевт не понимала ее, возмущалась и была разочарована тем, что и в терапии должна сама все решать. Ее психосоматическая реакция представлялась ответом на бессознательный страх быть наказанной и покинутой терапевтом. При этом пациентка получала возможность прервать свое молчание и обратиться к группе с просьбой о помощи.
Пациентка Мария, менеджер 24 лет, также до этого в основном молчавшая в группе, заговорила на первом занятии нового психотерапевта. Она сказала, что в изменившейся ситуации чувствует такое напряжение, что просто не может молчать, сообщила о внезапно появившихся поносе и рвоте, считая это реакцией на разочарование, испытанное при попытке сексуального контакта с приятелем мужа. Она пожаловалась на скуку и однообразие в своем браке, в который вступила, чтобы освободиться от родителей.
В этой связи она рассказала о подавляющей тесноте, которую ощущала дома. Мать была депрессивной и тревожно контролировала каждый шаг пациентки. Ей дали имя сестры, умершей маленьким ребенком за четыре года до ее рождения, о которой мать продолжала горевать. Отношения между родителями всегда были напряженными. Мать преследовала отца чрезмерной ревностью. Часто бывали ссоры. Однажды отец бросился на мать с ножом. Находясь рядом, пациентка испытывала сильный страх при таких конфликтах, цепляясь за мать. На каждую попытку самостоятельности пациентки мать отвечала усилением депрессии и упреками. Пациентка испытывала из-за этого постоянное чувство вины. Мир в семье воцарялся, лишь когда она бывала больна. Мать тогда самоотверженно ухаживала 5а ней. Отец приносил подарки, играл с ней, чего в другое время обычно не происходило.
Сильную зависимость от матери и страх перед агрессивными выяснениями отношений пациентка вновь пережила в переносе на группу и психотерапевта. Она была, однако, не способна говорить о своих чувствах, оставаясь преимущественно молчаливой и неподвижной. На расставание с психотерапевтом она реагировала психосоматическим заболеванием. С помощью этого симптома она впервые смогла заговорить о своей депрессии, страхах, одиночестве и воспользоваться участием группы. При этом стало заметно сходстве ожиданий, предъявляемых пациенткой к замещающему психотерапевту и к мужу, с помощью которого она надеялась освободиться от зависимости в родительской семье. Одновременно она испытывала сильный страх снова испытать разочарование.
Психодинамическая связь между разорванной и давящей семейной ситуацией пациентки и ее психосоматической реакцией стала особенно отчетливой на дальнейшем отрезке терапии. К этому времени в группу должен был войти ко-терапевт мужского пола. На эту тему пациентка увидела испугавший ее сон, о котором она не смогла рассказать группе «за недостатком времени». В связи с лихорадочным простудным состоянием, приковавшим ее на неделю к постели, она пропустила несколько занятий. По возвращении в группу она сообщила, что заболела потому, что в группе ее обошли вниманием, из-за чего она не могла говорить.
Психодинамика симптомогенеза обоих пациентов – предыдущая | следующая – Психосоматические реакции пациентов
Психосоматическая терапия. Оглавление