Идея «внутреннего программирования» А. А. Леонтьева, опередившая современные концепции западных ученых о семантической природе глубинной организации высказывания, является современным преломлением и развитием предложенного Л. С. Выготским понимания внутренней речи. Однако концепция речемышления Л. С. Выготского далеко не исчерпывается анализом внутренней речи. Л. С. Выготский дал целостную картину развития речемыслительного процесса от мотива к мысли.
Ниже мы хотели бы показать, как это представление (табл. 2) раскрывается в свете современных исследований речи, и прежде всего патологии речи и детской речи, где структура порождения речи предстает расчлененной.
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретного материала, необходимо хотя бы кратко остановиться на правомерности использования данных нейропсихологпческих исследований с целью выяснения механизмов речи в норме (этот вопрос более подробно обсуждается в [Лурия 1975,]). В основе такого использования лежит разработанное в современной нейропсихологии, прежде всего А. Р. Лурия, представление о том, что: 1) речь есть сложная функциональная система, которая состоит из ряда звеньев, имеющих различную локализацию; 2) при разных формах афазии нарушаются различные звенья системы; 3) нарушение каждого звена приводит к расстройству и перестройке всей функциональной системы в целом, но каждый раз это изменение специфично: оно зависит от того, какую «собственную функцию» выполнял пострадавший участок мозга, какие вторичные системные нарушения вызвал первичный дефект, какие функциональные компенсаторные перестройки возникли; 4) только с помощью системного качественного анализа можно вычленить первичный дефект; 5) набор выявленных первичных дефектов соответствует набору компонентов речевой системы в норме [Лурия 1962, 1969].
Использование методов нейропсихологического анализа позволило выделить в работе мозга три функциональных блока: один из них обеспечивает бодрствование коры (стволовые отделы мозга, аппараты медиальной коры или лимбической области), другой обеспечивает получение, переработку и хранение информации (вторичные отделы левой височной и теменно-затылочной области), третий — программирование, регуляцию и контроль протекающей деятельности (лобные отделы мозга) [Лурия 1973, 1975,].
Специфические нарушения речемышления возникают при поражении второго и третьего блоков мозга, и мы начнем их рассмотрение с последнего блока.
А. Р. Лурия выделяет четыре основных синдрома при пора- женин третьего (лобного) блока мозга. Первый из них — «лобный синдром», возникающий при массивном поражении передних отделов лобных долей, особенно левой лобной доли. Для этого синдрома характерны первичные нарушения мотивации и мышления, которые отражаются как в речи, так и во всем поведении больного и ведут к распаду целенаправленной деятельности, аспонтанности и /или нарушению избирательности [Лурия 1962, 1969, 19752]. Тот факт, что в клинике локальных поражений мозга нарушения общей стратегии мышления и мотивации, как правило, взаимообусловлены, говорит о том, что у взрослых эти два момента психической деятельности тесно связаны. Однако их конкретный микрогенетический анализ затруднен. По мнению А. Р. Лурия, «мысль — психологически, пожалуй, наиболее трудно доступное для вербализации психологическое явление, которое остается до сих пор наименее изученным в психологической науке» [Лурия 1979, 171].
Несмотря на указанную сложность анализа, исследования последних десятилетий подтверждают правомерность представлений Выготского о мотиве как о «действенной, аффективно- волевой подоплеке» речемыслительного процесса. Мотив приводит в движение и управляет течением мысли. «Всякая мысль, — пишет Выготский, — стремится соединить что-то с чем- то, имеет движение, течение, развертывание… одним словом, выполняет какую-то функцию, работу, решает какую-то задачу» [1956, 376]. Содержанием этапов мотива и мысли является процесс целеполагания и конкретизации цели речевого действия, в иных терминах — создание образа результата (Дж. Миллер и др.), построение «требуемого значения» (Soll- wert) (Н. А. Бернштейн). Как указывает А. Н. Леонтьев, «от мотива деятельности зависит только зона объективно адекватных целей. Субъективно же выделение цели, т. е. осознание ближайшего результата… представляет особый… процесс» [1974, 14].
Нахождение и осознание цели — определенной мысли — есть, по Выготскому, начальный, а не конечный момент становления мысли, речемышления. Наиболее подробно он рассматривается А. А. Леонтьевым [19742, 26—33] и И. А. Зимней [1978, 65—82]. И. А. Зимняя, в частности, выделяет в первом этапе речепроизводства собственно мотив и коммуникативное намерение, отражающее соответственно содержание и модальностную характеристику (утверждение, вопрос, побуждение) речевого действия.
Речевой акт – предыдущая | следующая – Динамическая афазия