Занятия по обучению аутогенной тренировке, AT, начинаются, как правило, в группах и продолжаются в них. По мере овладения ее приемами участникам группы рекомендуется выполнять упражнения самостоятельно в домашних условиях. Высказывается мнение, что усвоение приемов AT происходит, по сути, не посредством самовнушения, а благодаря гетеросуггестии, производимой лицом, обучающим ее приемам. У нас и за рубежом возникли и иные толкования механизмов AT. Например, Г. С. Беляев, В. С. Лоб- зин и И. А. Копылова (1977) полагают, что приемы AT «основаны на явлениях самоубеждения, а не на самовнушении», и предложили свою модификацию метода. Многообразие различных модификаций AT объединяет принцип саморегуляции психического состояния и соматических функций, осуществляемой благодаря мышечному расслаблению. Следует, однако, заметить, что AT приносит пользу не при всех формах патологии. У некоторых психически больных при занятиях AT могут выявляться бредовые идеи, что, впрочем, способствует уточнению диагностики («диагностическое сито», no Schultz). При ипохондрической настроенности у больных нередко усиливается фиксация внимания на расстройствах того или иного органа. В случаях гипотонии AT может иногда приводить к значительному снижению артериального давления. Это побудило К. И. Мировского (1965) разработать модификацию AT, названную им психотонической тренировкой, включающей упражнения, вызывающие не только расслабление, но и напряжение мышечных групп.
При оценке лечебных возможностей AT следует учитывать и то, что было сказано в отношении гипнотерапии. С помощью AT, так же как и при внушении, и самовнушении без AT, можно ослабить тот или иной симптом и улучшить психическое состояние, но не достигается излечение самой болезни. J. Schultz возлагал особые надежды на более сложную вторую ступень AT. Она сводится к воображению посредством самовнушения различных зрительных (и слуховых) представлений и образов с усиленным сосредоточением на них, уводящим в глубинные слои личности, где, по автору, кроются вытесненные в бессознательную сферу фрейдовские комплексы. Ввиду близости упражнений второй ступени к приемам древней йоги эта ступень была названа ее автором аутогенной медитацией. Но вторая ступень практически мало кем применяется. К приемам йоги проявляется интерес и в населении, и среди некоторых медиков за рубежом и у нас. Ее элементы используются, например, в Московской клинике неврозов, руководимой В. Чугуновым (1981).
Приемы первой ступени применяются не только при неврозах, но н в комплексном лечении ряда внутренних заболеваний, особенно сердечно-сосудистых. Об этом сообщается в публикациях Института кардиологии ВК.НЦ АМН СССР, второй кафедры терапии Ленинградского института усовершенствования врачей и других научных центров соматического профиля. Занятия AT проводятся как врачами, так и медицинскими психологами с группами больнык, отбираемых врачами и под контролем последних.
Аутогенная тренировка и гипносуггестия все шире применяются и в профилактических целях в группах здоровых людей, особенно при риске нервно-психической декомпенсации или со- мато-вегетативных патологических расстройств у людей, испытывающих большие производственные нагрузки или находящихся в экстремальных условиях (операторы, космонавты, спортсмены, полярники, подводники и т. п.). Группы занятий по AT организуются и в ряде клубов и дворцов культуры. Проводятся научные исследования в области психопрофилактических воздействий, включающих AT. В. Е. Рожнов и А. А. Репин (1979) провели обследование экипажей на рыболовецких судах, длительно промышляющих в океанических условиях. Было установлено, что у работающих в этих условиях «элементы психологического стресса могут вызывать как избыточный, так и недостаточный приток психосенсорной информации… Подчас внешне неощутимые, неосязаемые причины могут привести к стойким и глубоким нервно-психическим нарушениям, которые усугубляются переутомлением, истощением организма». Для предотвращения таких расстройств авторы разработали собственную модификацию AT и успешно применили ее в системе производственной психологической тренировки плавсостава. Л. Т. Филатов (1979) создал сложную систему эмоцио- пально-волевой подготовки спортсменов, основанной на AT и сочетающей саморасслабление и самоактивацию, ауто- и гетеросуггестию. Па первом ее этапе ироводится «изучение личностных качеств спортсмена», на втором — он «обучается успокаивающему варианту психической саморегуляции», на третьем этапе’—«мобилизирующему варианту психорегулирующей тренировки по А. К. Гиссену и А. В. Алексееву». Наиболее сложным является четвертый этап эмоционально-волевой тренировки. «Он включает занятия по ауто- и гетеросуггестии, уверенности в себе, настойчивости, целеустремленности». Перед соревнованиями проводятся «самовнушения по мобилизации к состязанию с предполагаемым соперником». Автор проводил такую же психогигиеническую тренировку с операторами ма- шинно-счетиых станций и горными мастерами угольных шахт. В работе с этими контингента ми преобладают «успокаивающие варианты» тренировки.
О. Г. Ольхов (1982)[1] разработал систему групповой производственной психологической тренировки для водителей автотранспорта. Перед применением психокоррекционных воздействий проводилось их психологическое исследование. В зависимости от результатов такого исследования врач-психотерапевт в одной группе использовал общепринятую методику аутогенной тренировки с включением «мобилизирующих» элементов, в другой группе занятия AT сочетались с гипносуггестией, в третьей группе использовался «вариант, направленный на коррекцию поведенческих нарушений… на создание благоприятного психологического микроклимата на производстве». Использовался и электросон с суггестией. Применялась также психофизическая нагрузка с помощью различных тренажеров.
[1] Система производственной психологической тренировки для водителей автотранспорта.— В кн.: Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях.— Л.: Изд. Лен. лсихоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1982, с. 140—144.
самовнушение – предыдущая | следующая – метод условных рефлексов
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание