canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Метод условных рефлексов использовался американским ученым-бихевиористом Н.Е. Миллером. Миллер для изучения поведения использовал метод условных рефлексов.

Глава 10. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции (продолжение)

Поведенческая терапия. В последние десятилетия за рубежом приобретает большую популярность метод так называемой пове­денческой терапии. Ее создатели J. Volpe (1956) и Н. J. Eysenk (1959) исходят из теорий бихевиоризма, механистически воспри­нявших павловское учение об условных рефлексах, отрицающих роль сознания в формировании поведения людей и трактующих его также, как и поведение животных. Терапевты поведения на­чали с решительного отказа от психоанализа и вообще любых видов психотерапии. Они рассматривают неврозы человека, ано­малии личности и ряд других патологических расстройств как выражение выработанных в онтогенезе по условно-рефлектор­ному механизму привычек к неадаптивному поведению, в раз­витии которого активность сознания якобы не играет существен­ной роли. В соответствии с этим выяснение сложных психических причин таких заболеваний считается излишним. Главная цель поведенческого лечения состоит в устранении симптомов посред­ством угашепия их условно-рефлекторными воздействиями. Правда, современные представители этого направления стали признавать важность выяснения черт личности больного, игра­ющих роль в развитии патологических расстройств, но ограни­чиваются лишь переобусловливанием внешних раздражителей, поддерживающих эти расстройства. Разумеется, условные связи лежат в основе многих нормальных и патологических процессов, протекающих в организме, и на них можно влиять посредством условно-рефлекторных воздействий. Это было показано не только работами павловской школы, но и исследованиями зару­бежных специалистов.

Американский психолог-бихевиорист N. Е. Miller (1969) ис­пользовал метод условных рефлексов для обучения животных, чаще крыс, «управлению» своими вегетативными функциями. Например, для выработки у них тахикардии каждый раз при случайном учащении пульса производилось через вживленные в мозг электроды подкрепление мозгового центра удовольствия, а при урежении пульса — подкрепление так называемого центра «наказания», что вызывало неприятные ощущения. В результате и после прекращения таких раздражений у животных сохра­нялся учащенный пульс. Что касается человека, то автор в сов­местной работе с J. Dollard (1950) хотя и отмечает влияние со­циальных условий на его развитие, но объясняет их действие таким же механизмом, как и научение крыс в эксперименталь­ном лабиринте. Установлено, что и человека можно обучить ре­гуляции некоторых физиологических процессов и без вживления электродов. Так, когда у больного гипертонической болезнью временно снижалось артериальное давление, применялось поло­жительное подкрепление в виде похвалы врача или других при­ятных для пациента воздействий. Таким образом, сниженное давление становилось более длительным. Подобным же образом добивались сокращения у больных частоты пульса при тахикар­дии. Особый интерес представляют опыты такого рода по обуче­нию человека изменять биоэлектрическую активность своего мозга (электроэнцефалограмму). Обучаемые люди не могут объяснить, каким образом происходит изменение той или иной функции их организма. Это так называемое «висцеральное» обу­чение остается неосознаваемым, если врач или исследователь не разъясняет его механизм. Естественно, что для закрепления на длительное время достигнутого положительного изменения того или иного процесса или функции необходимо в последую­щем периодически повторять условно-рефлекторные воздействия во избежание угасания выработанного рефлекса. Вместе с тем оказалось, что с помощью условно-рефлекторных воздействий можно изменять отдельные симптомы и физиологические про­цессы, но не излечить болезнь, развивающуюся по более слож­ным механизмам, нежели обыкновенный условный рефлекс. Этого, однако, не учитывают бихевиористы и их последователи — терапевты поведения. Между тем и И. П. Павлов, и В. М. Бех­терев в свое время возражали против абсолютизации роли ус­ловных рефлексов. И. П. Павлов (1935) указывал, что в основе психической деятельности человека лежат более сложные ас­социативные связи —-«другой вид ассоциаций, имеющий, может быть, не меньшее, а скорее большее значение, чем условные рефлексы»[1], и заявлял, что психику человека «прежде всего важно понять психологически, а потом уже переводить на фи­зиологический язык». В. М. Бехтерев (1925), впервые предло­живший сочетательно (условно) рефлекторную терапию, отме­чал ее «механизированный характер» и потому рекомендовал дополнять ее разъяснительной психотерапией, действующей на личность больного. В связи с этим свой метод он назвал также «психорефлекторной терапией». Но известный необихевиорист В. F. Skinner (1972)[2], на идеи которого ориентируются многие нынешние терапевты поведения, не пользуется понятием лич­ности, определяя «Я» как «репертуар поведения, адекватного набору условных связей». Он полагает, что «почти все, кто за­нимается человеческими проблемами», включая психотерапев­тов, якобы «продолжают говорить о поведении человека на до­научном уровне».

________________________ 


[1] Павловские среды, стенограммы 1935—1936 гг.— М.: Изд. АН СССР, 1949, т. 3, с. 262.

[2] Skinner В. F. Beyond Freedom and Dignity;— N. Y.: Alfred & Knonf, 1972, p. 255.

 

аутогенная тренировка – предыдущая | следующая – оперантное подкрепление

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика