Вудворт приводит четыре основных типа применяемых ассоциативных методов:
Свободная ассоциация в сопоставлении с управляемой и дискретная в сопоставлении с континуальной.
1. Дискретная свободная ассоциация: исследуемый отвечает первым словом, которое придет ему в голову после слова-раздражителя, произнесенного экспериментатором. При этом хронометром измеряется время реакции.
2. Дискретная управляемая ассоциация: исследуемый отвечает по данной инструкции (например, должен ответить словом, имеющим противоположное значение слову-раздражителю, или назвать окраску предмета, которое было словом-раздражителем или же назвать его составные части и т. п.).
3. Континуальная свободная ассоциация: экспериментатор произносит слово-раздражитель и исследуемый отвечает серией самостояетельных слов так быстро, как только может (как правило, это делается с условием, чтобы он не называл предметы, находящиеся в комнате, где производится эксперимент).
4. Континуальная управляемая ассоциация: в отличие от свободной континуальной ассоциации исследуемый получает инструкцию каким- либо способом ограничить ассоциации (например, он должен называть слова, связанные со словом «футбол»). Одновременно с произнесением слова-раздражителя пускается секундомер (с последним слогом).
Результаты эксперимента могут касаться: 1. частоты (обычности) различных ответов на слово-раздражитель; 2. ассоциативного времени реакции; 3. классификации ассоциаций и 4. практического применения ассоциаций, особенно в клинике.
Что касается частоты, то ее определили известные авторы частотной таолицы Кент-Росанофф, исследовав 1000 лиц на 100 словах-раздражителях тремя способами: подсчетом количества индивидуальных реакции, подсчетом ответов с наибольшей частотой, приводимой отдельным лицом, и средней величиной частот ответов отдельного лица. (На слово- раздражитель «игла» у 1000 исследуемых отмечалась следующая частота ответов: 160 раз – нитка, 158 раз – булавка, 152 раз – острый, 135 раз – шьет, 107 раз – шитье, 53 раза – сталь, 40 раз – острие и т. д.).
Была произведена также классификация ассоциаций и достаточными считают: 1. определения, 2. дополнения и сказуемые, 3. координиру- емые понятия и противоположные по значению и 4. оценки и индивидуальные ассоциации (пример, на слово – импульс «игла»: 1. инструмент, 2. острая, 3. нить, наперсток, 4. ранение, кровь). Классификация касается также поверхности и глубины ответа, групповых различий и т. п.
Ассоциативный эксперимент был использован в практике, в клинической диагностике и в научно-исследовательской работе.
Особенно часто пользовалась ассоциативным экспериментом криминалистика; в медицине ассоциативный эксперимент, как правило применяется з психодиагностике и очень часто в психотерапии неврозов (психоанализ). Решающим в этих случаях является латентный период ответа или неспособность реагировать.
Так, например, в случае кражи в интернате среднее время реакции (в ряде ответов) на слово «карман» было 2,5; на слово «ящик стола» – 1,7. у виновника кражи на слово «карман» – 5,2 а на слово «ящик стола» 4,5 (хотя время реакции на другие слова-импульсы у виновника кражи в общем равнялось времени реакции остальных).
В медицине ассоциативный эксперимент использует психоанализ для выявления комплексов подавленных желаний и эмоций, содержащих элементы недовольства, неуспеха, фрустрации и вины. Психоанализ таким путем стремится открыть «подавленные» и «подсознательные» комплексы. В качестве «наиболее чувствительных» слов приводятся ассоциации из области любви, супружеской жизни, ссор, несправедливости, насмешек, презрения и сочувствия, опасности и смерти и т. д.
В настоящее время очень часто ассоциативный эксперимент применяют для изучения эффективности действия фармакологических веществ (ассоциативный эксперимент проводят перед приемом лекарства, в период его действия и после прекращения действия) и т. д.
Иногда ассоциативный эксперимент может служить для определения эффективности психотерапии (критические слова с длительным латентным периодом при эффективной психотерапии имеют более короткий латентный период и т. п. Шишкова и Иванов с помощью методики плетизмографии исследовали изменение реакции на слово «роды», «родовые боли» при психопрофилактической подготовке к родам).
Осознание связи между представлениями мы называем воспроизведением представления.
Много занимается изучением ассоциативных связей и норм словацкий психолог Либуша Маршалова, которая выступает с инициативными предложениями по использованию словесно ассоциативных- связей при обучении иностранному языку (1974).