II. Гностические процессы (продолжение)

Естественно, что эти три типа не являются единственными, хотя они и наиболее отчетливы. Существуют лица со значительным преобла­данием обонятельных представлений; это преобладание иногда наблю­дается в процессе развития, например, у маленьких детей. Мы имели возможность определять способность двухлетней девочки найти по запа­ху владельца забытого зонтика. Обонятельное представление этой де­вочки было тоже необычайно развито.

Наиболее распространенным является смешанный тип. Но это не означает, что представления, относящиеся к отдельным сенсорным об­ластям, равномерно распределены. Всегда имеет место преобладание одной области при умеренном распределении остальных.

Значение типов является очевидным как при обучении, так и при вы­боре профессии. Так, например, в области медицины, аудитивный тип, безусловно, будет выгодным для фониатра, оптическо-моторный тип бу­дет выгодным для хирурга и т. п. Еще более отчетливым значение типов воображения будет в некоторых других профессиях: архитектор нужда­ется в выраженном пространственном воображении; дирижер в слухо­вом и моторном, и т. п.

Синестезиями называют представления из одной области органов чувств, сопровождающие восприятия из другой области органов чувств. Например, психолог Лангфельд изучал случай цветных представлений, сопровождающих музыкальную гамму (в течение восьми лет). При зву­чании аккорда сливались и цвета («до» сопровождалось красным цве­том, «до-бемоль» – пурпурным, «ля» – холодным желтым, «си» – ярко медным, «фа» – багряным и т. д.). Психофизик Фехнер тоже восприни­мал звук «е» как желтый, звук «а» как белый, звук «у» как черный, звук трубы вызывал у него представление красного цвета, а звук флейты – си­него. Такие же ассоциации возникали у Боделера.

Синестезии, при которых слуховые восприятия вызывают зритель­ные представления, называются фотизмами или синопсиями. Когда зри­тельные восприятия вызывают слуховые представления, говорим о фонизмах, фонопсиях или о цветном слышании (l’audition соlог?е).

По яркости представлений различают типы с наглядным и нена­глядным представлением. Это различие имеет значение и для исследова­ния типа умственного уровня, при котором соотношение компонентов наглядного и ненаглядного представления имеет и диагностическое зна­чение.

Дефекты органов чувств вызывают дефекты и в соответствующей области представлений: слепые дети (от рождения), например, описыва­ют в сочинении осень таким образом, что в описании преобладают ося­зательные, слуховые и температурные представления. Зрительные пред­ставления отсуствуют, за исключением тех одиночных представлений, которые ребенок воспринимает как осязательные, но описывает как зри­тельные.

Ассоциация представлений

Представления группируются, ассоциируются. Представления не быва­ют изолированными, поскольку наш опыт также не является изолиро­ванным процессом.

Уже Аристотель установил для ассоциации представлений некото­рые законы: подобности, контраста и контакта временно пространст­венных связей. При своем развитии психология различным образом из­меняла количество ассоциативных законов, пока, наконец, не остались лишь два: закон подобности и контакта; однако нашлись авторы, кото­рые справедливо указали на то, что и подобность является контактом; в противоположность этому Мессер отрицает и закон контакта. Совре­менная психология опирается не на академические споры, а на экспери­ментальные работы, которые начал Франсис Гальтон, продолжили Вунт, Кеттел и целый ряд других исследователей вплоть до исследовате­лей советской школы Павлова (положившей, как известно, знак равенст­ва между условным физиологическим рефлексом и психологической ас­социацией) и Иванова-Смоленского. В СССР разработкой ассоциатив­ного эксперимента для научных целей занималась Гаккель.

В основе всех ассоциативных экспериментов лежит ответ О (иссле­дуемого лица) словом, которое первое придет ему на ум в ответ на сло­весное, зрительное или слуховое раздражение.

Каждый ассоциативный эксперимент ограничен, во-первых, тем, что ассоциации создаются перед экспериментом и эксперимент не может определить, как они образовались (если речь не идет об усвоении нового материала).

Вторым ограничением является вербальный характер ассоциатив­ного эксперимента – реакция иследуемого лица может быть опять толь­ко словесной.

воображение – предыдущая | следующая – ассоциативные методы