Анализ жалоб родителей детей с РДА

 

Пример

Молодые родители пришли с ребенком на прием к психологу после консультации врача-невропатолога и логопеда. Категоричные высказывания врача и логопеда о «неперспективности» ребенка и рекомендации отдать его в специализированное учреждение сформировали негативную установку родителей на консультацию психолога, ввели родителей в состояние глубокого фрустрационного напряжения. В процессе разговора с психологом родители вели себя крайне настороженно, неохотно излагали свои жалобы, на начальных этапах общения даже проявляли раздражение. Психологу пришлось объяснять родителям, что для него важен не столько диагноз, сколько информация, которая поможет раскрыть потенциальные возможности ребенка и помочь ему. Кстати, в данном случае специалисты глубоко ошиблись. В настоящее время мальчик успешно окончил речевую школу и имеет работу.

Кроме того, практика показывает, что негативный настрой на процесс психологического консультирования чаще всего наблюдается у родителей, имеющих детей с тяжелыми формами аффективной патологии.

Перед психологом стоит важная задача понять причины такого отношения и, главное, смягчить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с тяжелой болезнью ребенка. Формирование положительного настроя родителей на работу со специалистом возможно только в случае недопустимости со стороны психолога оценочных суждений о ребенке, особенно на первом этапе. Напротив, полезным является активное вовлечение родителей в психодиагностический процесс. Опыт нашей работы показывает, что родители, принимавшие непосредственное участие в психодиагностическом процессе, более адекватно оценивают потенциальные возможности ребенка, чем те родители, которые в этом процессе не участвовали.

В практике нередко наблюдаются случаи, когда сам психолог может спровоцировать негативное отношение у родителей и ребенка авторитарным стилем беседы, бессистемным, длительным тестированием ребенка, отчужденным, холодным отношением к проявлению даже минимальной активности у ребенка, неумением выслушать родителей, прерыванием их монологов и пр. Психологу необходимо помнить, что многие родители в силу глубоких переживаний за ребенка не всегда готовы к идентификации своих проблем и нуждаются в помощи психолога, для того чтобы иметь возможность вербализировать свои переживания, открыто выразить их. Любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют последующий процесс консультирования и делают его непродуктивным, а порой и вредным для психического состояния родителей и ребенка.

Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями ребенка с аутизмом, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих в себя специфику сюжета жалоб, особенностей их подтекста, а также ряда дополнительных неспецифических поведенческих проявлений, наблюдаемых у ребенка и его родителей (средства невербальной коммуникации: жесты, взгляд и пр.). Следует помнить, что психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.

При анализе жалоб необходимо выделить следующие радикалы:

1) степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями;

2) состояние психического развития ребенка, дефект развития, его природу;

3) дальнейшие диагностические цели (личностную характеристику родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), направление последующей консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком. Основной задачей конструктивного блока психологического консультирования является проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов

консультирования с учетом интеллектуального и психического потенциала ребенка илиподростка с ранним детским аутизмом.

В зависимости от результатов первичной диагностики, построенной на основе анализа родительских жалоб и наблюдений за ребенком, может быть поставлен вопрос о специальной диагностике. Учитывая особенности психического развития детей с аутизмом, их аффективные и поведенческие проблемы, специальную диагностику не рекомендуется проводить во время первой встречи консультативного процесса. Следует особо подчеркнуть нецелесообразность применения единых стандартных тестов, прежде всего на начальных этапах консультирования. Как отмечалось выше, процесс тестирования детей с аутизмом является достаточно трудоемким, требует от психолога высокоразвитого умения индивидуально подойти к ребенку, наладить с ним психологический контакт.

Подбор методических средств для психологической диагностики детей с аутизмом зависит от структуры, степени тяжести и специфики эмоционального и интеллектуального дефекта. Как правило, используются психометрические, нейропсихологические, патопсихологические методы исследования, направленные на изучение гностических процессов, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, двигательных и речевых функций. Психологическое обследование детей, страдающих аутизмом, в первую очередь должно быть направлено на качественный анализ существующих нарушений.

Жалобы родителей детей с РДА – предыдущая  | следующая –  Психологическое консультирование детей с РДА

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым