Жалобы родителей детей с РДА

Большое значение в эффективности консультативного процесса имеет психологический анализ жалоб родителей.

Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к консультанту-психологу наблюдаются следующие варианты жалоб родителей детей с аутизмом:

• жалобы на особенности поведения ребенка (ведет себя странно; окружающих не замечает; любит играть один; играет в «странные» игры);

• жалобы на эмоциональное развитие ребенка (страхи, тревожность);

• жалобы на отставание в психическом развитии;

• жалобы на отставание в развитии речи или на особенности речевого развития;

• жалобы на индивидуальные психические особенности (замкнутый, очень подвижный, заторможенный и пр.).

Среди перечисленных жалоб нередко встречаются необоснованные жалобы, которые можно разделить на две категории: частично обоснованные и абсолютно необоснованные. Например, родители жалуются на плохое, странное поведение ребенка в связи с предвзятым отношением воспитателя детского сада к нему. У ребенка действительно наблюдается неадекватное поведение, но оно обусловлено не «плохим отношением педагогов к нему», а особенностями его психического развития. В случае абсолютно необоснованных жалоб нередко возникает вопрос не только о педагогической безграмотности родителей; но и об их психологических особенностях: жалобы на ребенка могут быть своеобразной проекцией личностных проблем. Например, мать может пожаловаться на то, что ребенок вредный, непослушный, «такой же, как муж». Такая жалоба, как правило, является своеобразным отражением особенностей психологического климата в семье. Таким образом, необоснованность, так же как и отсутствие у родителей жалоб на ребенка с аутизмом, может определяться такими факторами, как психологическая неграмотность самих родителей, искажение родительских отношений к ребенку, защитная реакция у родителей, а в отдельных случаях и психологические проблемы самих родителей.

По направленности можно выделить два вида жалоб:

• направленные на конкретный субъект (например, жалобы на ребенка, на учителей, свекровь и т. п.);

• содержательные жалобы (например, жалобы на нарушение развития, поведение ребенка, особенности его межличностных контактов и пр.).

На первых этапах консультирования психолог может сталкиваться со скрытым содержанием жалоб родителей. Это нередко обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением. В связи с этим особое значение приобретает способность психолога своевременно правильно задать вопрос, для того чтобы перевести скрытое содержание жалоб в явное. Грамотно поставленный психологом вопрос, облегчающий родителям рассказ о существующей проблеме, способствует формированию у них положительного отношения к специалисту. Например, психолог может спрашивать родителей: «Ваш ребенок любит играть с бытовыми предметами или предпочитает игрушки?» — или: «Ваш ребенок любит повторять слова и слоги, любит музыку?» Как только родители начинают отвечать на вопросы, содержащие описание особенностей, присущих ребенку с аутизмом, у них возникает позитивная установка на общение с психологом, улучшается психологический контакт.

Эффективность получения информации при первой встрече в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения с родителями, а также результаты наблюдения за коммуникацией родителей с ребенком. Например, мать неожиданно заявляет психологу: «Почему такой ребенок, у нас в роду таких никого не было». Подобные высказывания отражают неконструктивную позицию матери по отношению к ребенку и подчеркивают скрытые межличностные конфликты в семье. Таким образом, на первом этапе консультирования психолог осуществляет предварительную диагностику состояния ребенка, особенностей семейного воспитания, производит клинико-психологическую оценку состояния членов семьи, понимания ими состояния ребенка и его перспектив, оценивает динамику семьи в связи с болезнью ребенка, структуру семьи и характер семейных отношений на момент обследования, отношения семьи с внешним миром. Одним из решающих факторов, сопутствующих эффективности консультирования на данном этапе, является установление консультативного контакта. Родители детей с аутизмом на приеме у психолога хотят, чтобы их выслушали, поняли их заботы, тревоги, сомнения и конфликты. Доброжелательное и заинтересованное внимание психолога в процессе беседы с родителями является важным условием установления психологического контакта. Формирование такого контакта начинается с первой встречи психолога с ребенком и его родителями. Основой формирования эффективного контакта являются принципы клиент-центрированной терапии, сформулированные К. Роджерсом [Rogers, 1951]. Автор отмечает, что и у ребенка, если позволяет его возраст, и у родителей должно возникнуть чувство, что они выслушаны и поняты. В процессе консультативного контакта необходимо создать обоюдное доверие между психологом и клиентами. Как справедливо отмечает Роджерс, для этого психологу необходимы такие личностные качества, как искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.

В исследованиях Джорджа и Кристиани [George, Cristiani, 1990] выделены шесть основных параметров консультативного контакта: эмоциональность; интенсивность; динамичность; конфиденциальность; направленность на поддержку; добросовестность. Характер консультативного контакта в значительной степени зависит также от теоретической ориентации консультанта.

Опыт нашей работы с родителями детей с аутизмом показывает, что эффективному консультативному контакту нередко мешает негативный опыт, который родители приобрели при общении с другими специалистами. Нередко некоторые родители имеют неадекватные представления о задачах психологического консультирования, путают психологическое консультирование с консультацией врача-психиатра, дефектолога.

Принцип комплексного подхода – предыдущая  | следующая –  Анализ жалоб родителей

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым