Подростковая психиатрия — это раздел психиатрической науки, изучающий особенности проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений (как при психотических, так и при непсихотических расстройствах) в период полового созревания, а такоке особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте и научные основы организации психиатрической помощи подросткам.
Обособление подростковой психиатрии в специальный раздел, отдельный от детской психиатрии и психиатрии взрослых, произошло лишь в 60-х годах нашего столетия. До этого младших подростков наблюдали детские психиатры, а старших — те, кто лечил взрослых. Границей между младшими и старшими было 15 лет, т. е. по сути дела середина подросткового возраста.
С конца 60-х годов в нашей стране начала создаваться специальная система психиатрической помощи подросткам. Первые подростковые отделения были открыты в психиатрической больнице № 15 в Москве и в 3-й Ленинградской психиатрической больнице им. И. И. Скворцова-Степанова. Эти отделения были предназначены в основном для подростков 15—17 лет. Затем в других психиатрических больницах стали создаваться подростковые отделения, а в психоневрологических диспансерах — подростковые кабинеты. Но там, где подростковая психиатрическая служба не организована, сохраняется прежнее положение: до 14 лет подростки наблюдаются детскими психиатрами, а с 15 лет — переходят в ведение специалистов, обслуживающих взрослых.
Первая подростковая психиатрическая клиника, где предметом научных исследований стали особенности психических нарушений в течение всего подросткового периода — с 12 до 18 лет, была создана в 1970 г. Ленинградским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева.
Причиной выделения подростковой психиатрии послужило то обстоятельство, что именно в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов текущего столетия в большинстве развитых стран неожиданно начали все более и более проявляться специфические особенности психопатологии подросткового возраста. Широкое распространение получили непсихотические патологические нарушения поведения. По капиталистическим странам прокатилась волна подростковых наркоманий. Во многих из этих стран массовым явлением среди подростков стали побеги из дома и бродяжничество. Обострились проблемы ранней алкоголизации, суицидального поведения, агрессивности и жестокости в подростковом возрасте. Но дело не ограничилось только непсихотическими нарушениями поведения. Несколько позднее стало очевидным, что на картину психических заболеваний, даже эндогенных и, по-видимому, наследственно обусловленных, специфические особенности подросткового возраста в последние десятилетия стали накладывать гораздо более выраженный отпечаток, чем это имело место ранее. Более частыми и разнообразными сделались всевозможные психопатические картины — дебюты, эквиваленты, типы течения, ремиссии. В целом, подростковый возраст — период становления личности и в особенности ее базиса — характера — у многих индивидуумов стал протекать особенно трудно. К сказанному можно добавить, что более явно выступившие в последнее время специфические особенности психических нарушений в подростковом возрасте сделали этот период жизни, с точки зрения психиатра, более единым, чем ранее. Младшие подростки теперь гораздо больше, чем прежде, отличаются от детей, а старшие — от взрослых.
Что послужило причиной подобных изменений психопатологии в подростковом возрасте? В этом отношении существуют лишь более или менее вероятные гипотезы. Два фактора прежде всего привлекают внимание.
Во-первых, в поколении подростков, родившихся и выросших после второй мировой войны и по миновании первых трудных послевоенных лет, как массовое явление в ряде развитых стран обнаружился феномен акселерации физического развития.
Во-вторых, эти же годы явились эпохой научно-технической революции, «информационного взрыва», скачкообразно возросшего темпа жизни, ломки традиционных психологических устоев, развития широких международных коммуникаций. Общество стало предъявлять к подрастающему поколению иные, заметно более высокие требования в отношении профессиональной подготовки и процесса социальной адаптации в целом.
Если обратиться к истории человечества, можно увидеть, что в эпохи застоя ничего не было слышно о подростках — они относительно легко включались в стабильную, испокон века регламентированную общественную жизнь. Но в периоды бурного развития, ломки привычного образа жизни этот процесс осуществлялся гораздо труднее — наступали времена, когда подрастающее поколение становилось жгучей социальной проблемой.
Наряду с обнаружившейся в 60—70-х годах акселерацией физического развития подростков стало отодвигаться на все более старший возраст достижение полной социальной зрелости, не юридической (16—18 лет), а фактической, т. е. возможности жить самостоятельно без всесторонней помощи старших, завести свою собственную, отдельную от родителей и экономически независимую семью. Возник разрыв между более ранним, в связи с акселерацией, физическим созреванием и более поздним достижением социальной зрелости. Подростковый возраст, всегда считавшийся психологически «трудным», стал еще труднее в силу указанных обстоятельств. Это могло способствовать росту непсихотических психических нарушений и даже повышению риска заболевания психозами.
В развитых капиталистических странах ситуация приняла критический характер. Психологический разрыв между более ранним физиологическим созреванием и задержанной социальной зрелостью усугубился тем, что пороки капиталистического общества особенно больно ударили по подрастающему поколению. Высокий уровень безработицы среди молодежи, толкающей ее на мысли, о своей «ненужности», трудности профессиональной подготовки в отношении получения высоких квалификаций и хорошо оплачиваемого труда, тлетворное влияние культа денег и наживы, черный рынок наркотиков и «порнобизнес», атмосфера душевной жестокости в среде старшего поколения, рост преступности — все это поставило в капиталистических странах подрастающее акселерированное поколение в кризисную ситуацию.
следующая – подростковый психиатр