Коркина М.В., Зейгарник Б.В., Карева М.А., Марилов В.В.
Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии//Журн. невропатол. и психиатр., 1976, вып. 3, с. 1871—1875.
Типичная картина нервной анорекcии возникает при характерном взаимодействии определенных биологических и социальных (главным образом микросоциальных) факторов. Среди факторов, играющих роль в формировании этого рода патологии, один из самых важных — возраст.
Роль возраста клинически изучалась и изучается всесторонне и основательно, однако соответствующих исследований в психологическом аспекте (если не считать психоаналитических, по большей части умозрительных, исследований) по существу не проводилось. Вместе с тем изучение роли возрастного фактора в формировании картины нервной анорексии с позиций не только клинических, но и психологических представляется (нам, несомненно, важным как в практическом, так и в теоретическом отношении), тем более что речь идет об использовании возрастной психологии.
В отечественной психологии выделяются различные возрастные периоды с особым качественным различием каждого из них (2—61). При этом, в частности, утверждается, что периоды, при которых происходит преимущественное развитие деятельности общения, мотивов и нормативных ценностей, закономерно сменяются периодами, когда происходит усвоение способов общественно выработанных действий с предметами. Необходимо отметить, что при выделении таких периодов, как периоды раннего детства, (детства и, наконец, подростковый период, особое значение придается именно последнему). Установлено, что как раз в этом возрасте начинает формироваться особая деятельность — деятельность общения, возникают предпосылки для возникновения новых мотивов деятельности, выделяется самосознание, формируются самооценка, мотив самоутверждения [5]. Качественное своеобразие юношеского периода характеризуется в первую очередь тем, что развитие движущих сил личности в это время достигает своей вершины: иерархия мотивов приобретает сложный опосредованный характер, самооценка, идеалы юноши, его притязания впервые опираются на обобщенное представление об окружающем мире [7].
Исходя из этих положений, мы путем широкого применения экспериментально-психологических методов исследования изучали больных нервной анорексией (44 больных женского пола), заболевание которых можно было расценивать как самостоятельную форму пограничных психических заболеваний. У 24 из них болезнь начиналась в пубертатном возрасте, 15 — в юношеском, у остальных 4 начало заболевания падало на период между 19 и 26 годами жизни.
Проводился психологический анализ историй болезни, в сопоставлении с результатами экспериментально-психологического изучения познавательной деятельности и личности больных. Применялись экспериментально-психологические методы, широко распространенные в отечественной патопсихологии: классификация предметов, метод исключения, заучивание 10 слов, пиктограмма, сложная дешифровка, совмещение 2 признаков, ТАТ, «уровень притязаний», самооценка (1). Часть больных обследовали с помощью всех этих методов повторно, динамически, в течение 4 лет.
Обобщение полученных таким путем данных прежде всего показало, что главной особенностью личности изучаемых больных являлись очень большая пунктуальность, аккуратность, выраженное упрямство, стремление к самоутверждению. В младшем школьном возрасте это стремление реализовалось с помощью достижений в учебе, причем хороших и отличных успехов они добивались не столько благодаря выраженным особенностям, сколько благодаря старательности, прилежанию и аккуратности. Следствием заметных успехов в учебе были частые похвалы со стороны старших, особенно учителей, что, как известно, обеспечивает детям высокое положение среди сверстников.
Родители гордились школьными успехами своих дочерей, часто хвалили их. Все это приводило к тому, что в младшем школьном возрасте самооценка девочек, так же, как и занимаемое среди сверстников место, была высокой. Следует подчеркнуть, что у большинства этих девочек была излишне полная фигура. Нередко им приходилось по этому поводу слышать от окружающих замечания, а то и просто обидные прозвища «толстушка», «сдобная булочка», «колобок», «корова», «бочка» и т. д.), причем это могло быть не только в школе, но иногда и дома, так как в некоторых семьях большое внимание уделялось разговорам о том, что упитанность немодна, неэстетична, вульгарна и т. д.
Все это, однако, не снижало самооценки девочек.
Продолжение статьи о нервной анорексии
______________________________________________________________
Взято из: Коркина М. В., Зейгарник Б. В., Карева М. А., Марилов В. В. Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии.— Жури, невропатол. и психиатр., 1976, вып., с. 1871—1875.
Психологи, эффективно работающие с нервной анорексией