Как же происходят описанные выше изменения поведения? Это легко установить, если долго наблюдать за младенцами. Все чаще дотягивание осуществляется без схватывания. Младенцы начинают дотрагиваться до предметов, не схватывая их (рис. 6.16). Процесс этот можно ускорить, если предъявить ребенку свободно подвешенный предмет. Ребенку с недифференцированным действием дотягивания-схватывания такой предмет схватить довольно трудно. Понятно, что компонент схватывания, который редко успешен в данной ситуации, отмирает, а первый компонент — дотягивание, который позволяет вызывать интересные движения предмета,— начинает доминировать. Отделение этих компонентов происходит медленней у тех младенцев, которым предъявляются жестко фиксированные предметы (рис. 6.17). Тем временем у младенцев обеих групп развивается хватание, вызванное тактильной стимуляцией — соприкосновением с одеждой, кроваткой, матерью и всем тем, до чего дотрагиваются их руки.
Рис. 6.16. 9-ти недельный младенец дотягивается до предмета, чтобы прикоснуться к нему. Попыток схватывания не наблюдается.
Рис. 6.17. Запись на ленте самописца, показывающая усилие, затрачиваемое младенцем, когда и его распоряжении есть только жестко прикрепленные к опоре предметы. Обратите внимание на единое прикосновение и схватывание.
В этот период зрительно вызываемое дотягивание получает подкрепление, а зрительно вызываемое схватывание — нет. Вместе с тем схватывание, вызываемое соприкосновением с предметом, подкрепляется. Поэтому с позиции любой модели научения мы вправе были бы ожидать, что зрительно вызываемое дотягивание будет развиваться, а зрительно вызываемое схватывание — затухать и вытесняться схватыванием при прикосновении руки к поверхности предмета. Это и происходит в действительности. В ситуации с мнимым предметом самые маленькие дети стараются его схватить, те же, кто постарше, подносят к нему руку, но не сжимают пальцы до тех нор, пока рука не коснется предмета. При нормальном развитии дотягивания первые сжимают пальцы на видимом предмете, как только рука дотянется до его местоположения; вторые перед схватыванием трогают предмет. Это можно увидеть невооруженным глазом. Более точным свидетельством является динамика усилия, затрачиваемого при зрительно вызванном схватывании детьми младшего и более старшего возраста. Первые сразу со всей силой хватают предмет, вторые сначала трогают его, а потом схватывают. Предварительное приспособление, происходящее при зрительном контроле, в это время не исчезает — по-прежнему перед контактом с предметом кисть и пальцы приспосабливаются к его размеру и форме. Но зрительное предвидение «схватываемости» более не контролирует сам акт схватывания, это становится функцией осязания.
Из всего сказанного выше пока не ясно, как происходит переход от зрительной инициации дотягивания к зрительному контролю за ним. Есть сильная тенденция считать, что зрительная фиксация руки является той формой поведения, которая предшествует зрительному контролю дотягивания. В этом случае мы имели бы дело еще с одним предшественником зрительного контроля, детерминированными процессами созревания! Все дети проходят через стадию наблюдения за движениями своей руки. При изучении поведения слепых детей выяснилось, что они тоже «следят» за движениями своих рук, причем их взгляд весьма точно направлен на то место, где в данный момент находится рука (Фридман, 1964; Урвин, 1973). Со временем эта привычка дегенерирует и исчезает совсем, но само ее появление достаточно для того, чтобы исключить многие гипотезы относительно функции руки в развитии поведения. Поскольку данное явление происходит без зрительной афферентации, вряд ли оно может способствовать координации между видимой и ощущаемой с помощью проприоцепции рукой. Весьма вероятно, что эта координация имеется заранее, так как в противном случае данное поведение у слепых детей должно было бы отсутствовать. Служит ли оно для разграничения видимой и ощущаемой руки? Совсем не обязательно. Помогает ли оно установлению преобладания зрительного контроля в комплексной информации, которая характеризует локализацию руки? Быть может, что это и так, но доказательствами мы не располагаем.
молчаливый период – предыдущая | следующая – зрительно контролируемое дотягивание
Психическое развитие младенца. Содержание.