/     /  
Развитие моторного поведения (зрительно контролируемое дотягивание)

Развитие моторного поведения (зрительно контролируемое дотягивание)

Подобные догадки можно строить до бесконечности. Го­раздо полезнее рассмотреть, что происходит когда дотяги­вание начинает осуществляться под зрительным контро­лем. Когда ребенок достигнет этой стадии, он способен кор­ректировать свои дотягивания по ходу их выполнения. В эксперименте Аронсона и Дункельда с использованием зрительной иллюзии локализации ясно видно, что рука меняет направление движения и останавливается только на предмете. Это мы и называем зрительно контролируе­мым дотягиванием. Младенцы меньшего возраста, напро­тив, продолжают тянуться в неправильном направлении, делая исправления лишь между отдельными дотягивания­ми, а не в процессе дотягивания. Мы это называем зритель­но инициированным дотягиванием. В процессе развития оно предшествует зрительно контролируемому дотягиванию. Означает ли это, что оно заменяется зрительно контроли­руемым дотягиванием? Теряет ли ребенок способность тя­нуться к предмету без непрерывного зрительного контро­ля? Обязателен ли у старших младенцев зрительный конт­роль для успешного дотягивания или же он доступен им по мере надобности? Есть доказательство того, что зри­тельный контроль не является необходимым. Если детям в возрасте около 26 недель показать пред­мет, а затем погасить свет, то они в полной темноте дотя­нутся до него и схватят, проделав все это с высокой точ­ностью. Это было бы невозможно, если бы дотягивание на этой стадии требовало зрительного контроля (Бауэр и Вишарт, 1972). Итак, зрительный контроль применяется ребенком, но он не является необходимым. Каким же обра­зом слежение взглядом за движениями руки делает возмож­ным зрительный контроль за дотягиванием? Я не склонен считать, что оно может выполнить эту функцию. Зритель­ный контроль требует от ребенка внимания, одновре­менно направленного на предмет и на руку. Гораздо труднее распределять внимание между двумя предметами, не­жели уделять его одному. Изменения, необходимые для достижения двойного внимания,— это именно те измене­ния, которые возникают в результате увеличения способ­ности переработки информации (см. гл. V). Единственная функция наблюдения за рукой могла бы состоять в том, чтобы познакомить ребенка с его «видимой» рукой: это должно было бы свести к минимуму резервы внимания, не­обходимые для регистрации руки. Безусловно, вид руки во время дотягивания первоначально действует на этот процесс разрушительно. Ребенок переводит взгляд с предмета на руку; это прерывает процесс дотягивания, ко­торый останавливается до тех пор, пока ребенок глядит на руку. Возможно, что ребенку через некоторое время на­доедает смотреть на руку, он вновь обращает внимание на предмет и дотягивание начинается опять. Согласно этой точке зрения, наблюдение за рукой воз­никает в результате развития внимания, которое позволя­ет ребенку заметить руку, когда она тянется к предмету. Это явление исчезает, как только внимательность ребенка возрастает настолько, что он может одновременно регист­рировать руку и предмет. В этом случае наблюдение за рукой — это эпифеномен, случайное следствие других процессов, а не прямой предшественник последующих форм поведения. Можно искусственно воспрепятствовать его появлению, если расположить предметы таким обра­зом, чтобы затруднить обращение внимания на руку, но это никак не задержит появление зрительно контролиру­емого дотягивания. До сих пор мы имели следующую модель дотягивания: развитие поведения основывается на процессах созрева­ния, вызывающих увеличение объема внимания, а также на тех простых эффектах научения, которые, как известно, возможны у младенцев. Рост внимательности, прекращении зрительно инициируемого схватывания и подкрепление схватывания в ответ на прикосновение к предмету — все­го этого вполне достаточно для объяснения данного этапа развития при условии, что имеется перцептивная настройка, описанная в предыдущих главах. Необъявленным осталось одно явление: зрительное сле­жение за рукой у слепого младенца. Если это явление вто­ричное, то почему оно вообще наблюдается у слепого ре­бенка? Этот вопрос нельзя решать в отрыве от всей пробле­мы развития дотягивания у слепых детей. Этот этап разви­тия описан в целой серии работ (Фрейберг, 1968; Фрейберг и Фридман, 1964; Фрейберг, Сигал и Гибсон, 1966), которые обнаруживают редкое сочетание симпатии к своим пациен­там с систематическими экспериментами. Развитие дотя­гивания у слепых представляет не только академический интерес. Многим слепым детям совсем не удается развить у себя эту способность, по свидетельству Фрейберга и Фридмана. «Ребенку может быть два, пять, девять и даже три­надцать лет, а картина существенно не меняется. Как правило, ребенок с расстройством зрения часами нахо­дится в кровати или кресле либо лежит на полу, пы­таясь ухватить ртом какой-нибудь предмет. Игрушки или другие предметы интересуют его постольку, по­скольку они приятны для рта. Началом контакта с людьми очень часто служит кусание или примитивное хватание и царапание. Для этих детей рот остается глав­ным органом восприятия. Новые предметы берутся в рот и лишь в некоторых случаях исследуются руками.

зритель­ный контроль - предыдущая | следующая - зву­чащий предмет

Психическое развитие младенца. Содержание.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)