/     /  
Обстипация (продолжение)

Обстипация (продолжение)

Аспекты самопомощи: развитие запоров с точки зрения пози­тивной психотерапии

а) Жалобы и физиология Движение кишечника автономно управляется нервными сплетениями в стен­ках толстой кишки. Однако, мозг и психика также оказывают свое влияние через вегетативную нервную систему на кишечную моторику. Как бы иначе можно было «уловить» опорожнение кишечника? Симпатика и парасимпатика, являющиеся составными частями вегетативной нервной системы, в зависимости от преоблада­ющего действия той или другой, определяют усиление (парасимпатика) или затруднение (симпатика) деятельности кишечника.

б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфлик­та — психосоциальная ситуация перенапряжения.

То, что именно женщины жалуются на запоры, может быть обусловлено вос­питанием, при котором генитальная и анальная области (обе у женщины находят­ся в анатомической близости) считаются «стыдными» и неэстетичными и «вытес­няются» (лат. stipare — тормозить; obstipare - вытеснять), вследствие чего женщи­ны становятся «замкнутыми» и постоянно следят за чистотой и эстетикой. В расписании дня работающего человека часто не предусмотрено времени и соответствующего помещения для опорожнения кишечника. Кого удивит, что многие люди в многолетнем «тренинге» научились подавлять физиологические потребности, в результате чего при определенных обстоятельствах в кишке начи­нают образовываться деформации каловые резервуары для скопления кала, кото­рые затем «когда Вы хотите, уже больше не могут». Среди страдающих запорами мы встречаем многих, кто живет очень «замк­нуто», отвергая общительность, почти избегая контактов с людьми. Вместе с тем эти люди все же не становятся счастливыми. Они страдают от своей зажатости и одновременно мечтают об открытости, о совместном пребывании с другими людь­ми. В восточных культурах страдающие обстипацией отличаются избыточными контактами и недостаточными диетическими мероприятиями и расслаблением. Чтобы обуздать устрашающую, динамичную силу фантазии, эти люди исполь­зуют преимущественно свой рассудок. Они полагаются на поведение с доминиро­ванием вторичных способностей, что сравнимо с корсетом, который помогает им удерживать опасное воображение и защитить себя от неконтролируемых чувств и телесных выпадов. Строгое следование усвоенным концепциям, базирующимся на лояльности к семейным традициям, с одной стороны, означает надежность, но с другой — может привести в тупик, как это происходит при запоре.

в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания — усло­вия раннего развития

Симптоматика страдающего запором становится понятной, если оглянуться на укоренившиеся в родительском доме взгляды, которые уже в раннем детстве провозглашали «суженные рамки» жизни. Будучи еще маленьким ребенком, больной учился контролировать свой кишечник и его опорожнение и старался соответ­ствовать при этом общественным нормам. Он приобретал при этом убеждение, что удерживание дефекации было возможностью продемонстрировать свои сопротив­ляемость и упрямство и добиться власти. Процесс выделения приобретал психо­логическое значение, становился аффективно значимым. Страдающему обстипацией в детстве родители очень часто предъявляли стро­гие требования: он должен был с чем-то расставаться, делиться, экономить. Ребе­нок уже очень рано переживал, что собственные потребности следует «сдерживать» ради потребностей других, что вообще всегда следует «сдерживаться» (вежливость). Права на личное, неделимое обладание у него не было. Он научился делить, счи­тать; он не познал полноту и щедрость, а лишь ограниченность, узость, даже мелоч­ность. За этим стояли концепции вроде: «В ограничении проявляется величие», «Доверяй, но проверяй!», «Сдерживайся!» Что касается воспитания навыка чис­топлотности, то оно началось очень рано и было очень строгим. Так как обычно за соблюдением этих правил следила мать, то ребенок нередко воспринимал отноше­ния с ней как напряженные, даже как борьбу за власть. Он ощущал себя, анало­гично кишечнику, «выворачиваемым», напряженным и реагировал на это неред­ко «замыкаясь». Ведь тем самым он мог особенно угодить стремящейся к чистоте, порядку, пунктуальности и вежливости матери. Времени и терпения как по отношению к ребенку, так и друг к другу родите­ли, как правило, не находили. И все же они воспринимались и принимались ре­бенком как образец для подражания, что вело к разделению всех тех очень суро­вых, непоколебимых, «закаменелых» концепций. Развод родителей в таких семь­ях встречался нечасто, и поэтому родители жили под девизом, что лучше при про­блемах «скрепиться», «сдержаться», чем «разойтись» и «пустить все на самотек».

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта

Так же ограничительно, как больной научился этому в детстве, он обращает­ся со своим телом, с тем, что оно само продуцирует и чему тем не менее он не может никак дать следовать естественным путем. Он со страхом и недоверчиво контроли­рует себя и сдерживается, «удерживает при себе». Он «закрывается изнутри», за­крываясь в скорлупу; он «замкнут», «зажат»; он не может больше сдвинуться «ни вперед, ни назад».
Обстипация - предыдущая | следующая - Совестливость

Психосоматика и позитивная психотерапия


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)