Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов

Глава 4. Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов

4.1. Обработка результатов изучения читательских умений учащихся первых классов (начало обучения)

Иншакова О.Б., Петровская Н.Н.

Задание 1. Чтение отдельных букв. При выполнении первого задания оценке подлежат такие параметры, как правильность (про­дуктивность), количество и характер допущенных при чтении оши­бок, правильность выбранного направления чтения и трудности зри­тельного слежения.

1. Оценка продуктивности выполнения задания.

Оценка продуктивности выполнения производится путём подсче­та количества правильно прочитанных ребенком гласных и согласных букв. Правильным прочтением для первоклассников, приступивших к обучению, можно считать чтение согласных с призвуком гласной (Гэ, Нэ, Шэ) и букв как отдельных звуков [Г], [Н], [Ш].

2. Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество:

а)  пропущенных букв: согласных, гласных; вставок букв; пере­становок букв;

б)   смешений согласных и гласных по акустико-артикуляцион- ному и оптическому сходству;

в)  ошибок зрительного слежения: попыток чтения строк с буква­ми в направлении справа налево.

Отдельным образом фиксируется использование слежения пальцем во время чтения и рука, которой оно выполняется (правая или левая).

Задание 2. Чтение простых слогов. В этом задании оценивается правильность чтения детьми открытых двухбуквенных слогов, способ чтения; допускаемые при чтении ошибки и их характер, выбор на­правления и трудности зрительного слежения.

1. Оценка продуктивности выполнения задания.

Оценка продуктивности выполнения осуществляется путём сум­мирования общего количества: правильно прочитанных слогов цели­ком («та»); слогов прочитанных по буквам (т-а, ф-у); правильно про­читанных слогов после повторов букв или слога (шо — м-ш-«шо», ш- шо-шо — «шо») — продуктивный повтор.

2. Количество и характер ошибок.

Подсчитывается общее количество:

а) допущенных при прочтении слогов целиком (ру — «ву» па — «ба»), слогов прочитанных по буквам (фи — «в-и», ны — «н-и»), сло­гов с непродуктивным повтором (зы — з-з-з-«зи», зы — в-«вы»; до — да-до-«да», до — л-ло-ла-«ла») — повтором, приводящим к неверно­му прочтению слога:

б)  пропущенных букв: согласных, гласных; вставок букв; пере­становок букв;

в)  ошибок смешений согласных и гласных по акустико-артику- ляционному и оптическому сходству;

г)   ошибок зрительного слежения: чтение строк в направлении справа налево.

Дополнительно фиксируется слежение пальцем во время чтения и рука, которой оно выполняется (правая или левая).

Задание 3. Чтение трёх- и четырёхбуквенных слогов. В этом задании так же, как и в предыдущих заданиях, анализируются: пра­вильность чтения слогов различными способами (целостно, слияния­ми, по буквам); количество и характер ошибок; правильность выбора направления при чтении и трудности зрительного слежения.

1.  Оценка продуктивности выполнения задания.

Оценка продуктивности выполнения осуществляется путём под­счета общего количества: правильно прочитанных слогов целиком, слияниями (в-ла, гю-ль), по буквам (в-л-а, т-а-рь), с продуктивными повторами (вла — в-в-в-«вла», вну — в-вну-вну-«вну»),

2.  Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество:

а) допущенных при прочтении слогов целиком (вну-«бну»), слияниями (севь-«сю-вь», гюль-«гюпь»), по буквам (горь-«т-о-рь»), с непродуктивными повторами (инт — и-п-п-т-«ипт», лью — лею-пею- «пей»):

б) пропусков, вставок и перестановок букв;

в)   смешений согласных и гласных по акустико-артикуляцион- ному и оптическому сходству;

г)  ошибок выбора направления зрительного слежения: чтение строк справа налево.

Отдельно фиксируется использование слежения пальцем во вре­мя чтения и рука, которой оно выполняется (правая или левая).

Задание 4. Чтение частотных слов. В выполненном задании оценивается правильность чтения часто встречающихся ребёнку слов с использованием различных способов чтения (целостного прочтения слова, чтения по слогам, слияниями, по буквам); количество и харак­тер ошибок; количество ошибок ударения; выбор направления и трудности зрительного слежения.

1.  Оценка продуктивности выполнения задания:

При оценке продуктивности подсчитывается общее количество: правильно прочитанных слов целиком, по слогам, слияниями, по бук­вам; с продуктивными повторами букв, слогов, слов.

2.  Количество и характер ошибок:

Определяется количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:

а) пропусков: согласных и гласных; вставок; перестановок букв;

б)  смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционно- му и оптическому сходству;

в)  необоснованных пауз (разрыв слияний: рыба — «рыб-а», мага­зин — «маг-азин», «магаз-ин»);

г)  ошибок постановки ударения;

д)  ошибок зрительного слежения: чтение строк или слов в на­правлении справа налево.

Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и ру­ка, которой выполняется слежение (правая или левая).

Задание 5. Чтение низкочастотных слов. В данном задании оценивается: правильность фонетического чтения малочастотных слов различными способами (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; ошибки ударения; выбор направления и трудности зрительного слежения.

1.  Оценка продуктивности выполнения задания.

При оценке продуктивности подсчитывается общее число:

правильно прочитанных слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам и с продуктивными повторами.

2.  Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество ошибок, допущенных при чтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам и с непродуктивными повторами:

а) пропусков, вставок и перестановок букв;

б)   смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;

в)  необоснованных пауз (разрыв слияний: мяли — «мял-и», клё­ны — «кл-ёны», «клён-ы»);

г)  ошибок постановки ударения;

д)  ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.

Фиксируется использование слежения пальцем во время чтения и рука, которой оно выполняется (правая или левая).

Текст для чтения про себя – предыдущая | следующая – Орфоэпическое чтение

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах