К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

8.  На основании этого задача психоаналитической терапии может быть обозначена следующим образом. Ее цель – создание и развитие (благодаря специфическому поведению врача) межличностной ситуации, в которой связь врача с поведением и переживанием больного дает пациенту возможность распознать бессознательную последовательность его поведения и пережива­ний или, в случае тяжелых психических заболеваний, вообще увидеть эту пос­ледовательность.

С моей точки зрения, из этой особой предпосылки психоанализа, а имен­но – исследования поведения пациента с помощью поведения врача, вытекает особое научно-теоретическое место психоаналитической теории. Ее основа, сама психоаналитическая теория, всегда представляет собой сплав лечения и исследования. Она является в этом смысле «лечебной наукой». Ее теоретичес­кий понятийный аппарат служит лишь тому, чтобы сделать понятным, что на самом деле происходит в терапевтической ситуации, во взаимодействии меж­ду аналитиком и пациентом, что переживает больной, как он ведет себя и как врач реагирует на это своим поведением и переживаниями.

9.  Развитие психоаналитической теории от работы 3. Фрейда «О психи­ческом механизме истерических феноменов» 1893 года и «Эскизе психоло­гии» 1895 года через «Толкование сновидений» 1900-го и метапсихологические работы 1905-1926 годов вплоть до развития новой психологии Я в связи с психоаналитическим изучением групп в рамках моей школы (Ammon, 1970а, 1972а, 1973а, 1973b) может рассматриваться как цепь попыток добиться все большего соответствия теоретических концепций психоанализа реальности терапевтического процесса и сформулировать рабочие гипотезы, которые по­зволили бы осуществлять целенаправленное и осмысленное терапевтическое вмешательство и сделали возможным учиться на том, что делается. При этом к расширению и дифференцированию теории вели расширение и дифферен­цирование области терапевтической практики, так что можно сказать: теоре­тический инструментарий лечебной науки психоанализа может расти и обога­щаться лишь в той мере, в какой удается расширить границы психоанализа в терапевтической практике (Ammon, 1974).

Из того факта, что психоанализ как лечебная наука может развиваться лишь за счет дальнейшего расширения и дифференцирования ситуаций и ме­тодов лечения (если не хочет потерять собственную основу), следует и науч­но-теоретическое положение и постановка проблем психоаналитической пси­хосоматики.

10.  Психоаналитическая психосоматика не претендует на объяснение психосоматических механизмов здоровья и болезни. Ее усилия по исследова­нию и лечению психосоматических заболеваний происходят не на уровне клас­сической проблемы души и тела, которая постоянно обозначается как цент­ральная проблема психосоматической медицины. Так, Фрейд, например, дваж­ды высказывался о проблеме души и тела, хотя и мельком, в «Эскизе» 1985 года. Он всегда настаивал на том, что благодаря открытию динамики бессоз­нательного и развитию психоанализа как объективного метода изучения этой динамики классический вопрос о связи души и тела стал излишним, посколь­ку он обойден новыми постановками вопросов в психоанализе.

Таким образом он представлял себе проблему дуализма души и тела, а также «универсального монизма» (ср. Deutsch, 1959), хотя и не был склонен теоретически абсолютизировать их. Ибо проблема души и тела предстает в психоаналитической психосоматике не как теоретическая, а как теоретико- практическая проблема. В анализе больного, который сам является предме­том изучения, речь идет не столько о том, чтобы объяснить связь и взаимодей­ствие психического и соматического, сколько о том, чтобы представить себе, что понимает пациент во взаимодействии с врачом, как он ведет себя, и какую функцию выполняет в этой связи психосоматическое симптоматическое пове­дение.

Поведение врача – предыдущая | следующая – Психоаналитическая психосоматика

Психосоматическая терапия. Оглавление