тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

III. Больной и медицинская среда (продолжение)

Следствием приведенных условий бывают психические изменения, которые можно рассматривать как проявления регресса высшей нервной деятельности ребенка: ребенок как бы возвращается в предыдущий этап своего развития, утрачивает некоторые вновь приобретенные навыки, например, гигиенические, такие, как поддерживание чистоты тела, самостоятельное мочеиспускание и дефекацию, утрачивает ранее освоенную способность самостоятельно одеваться, есть, у него не развиваются речевые способности, говорит хуже и меньше. С эмоциональной стороны реагирует:

а) депрессией, удрученностью и плачем;

б) шумным злобным протестом, беготней, поисками матери;

в) аутизмом, замкнутостью: тихо играет, «не узнает» мать, которая его навестит, что можно рассматривать, как подсознательное вытеснение – защиту перед эмоциональными потрясениями или как бессознательную попытку «наказать» мать за то, что она его оставила;

г) неподходящая адаптация к среде учреждения: ребенок начинает потребительски ко всему относиться, использует наиболее приятные стороны окружающей среды, старается обратить на себя внимание персонала и понравиться ему, избегает возвращения в семью и школу;

д) отупелость, которая иногда имеет выраженые моторные проявле­ния регрессивного характера: монотонные, стереотипные, кивательные движения, сосание пальцев, неартикулированные звуки и другие про­явления подобной активности, несоответствующие возрасту ребенка.

Профилактика госпитализма заключается в первую очередь в том, чтобы ребенок, насколько это позволяет его возраст и состояние здоровья был «завоеван» для помощи при его обследовании и лечении, ему должен быть объяснен режим дня и его место в жизни отделения, чтобы ребенок был в нужной мере занят игрой, работой, движением и реабилитацией чтобы перемены происходили и у лежащих детей, например, пе­ренос их на веранду, в сад, а прежде всего в том, чтобы пребывание в ле­чебном учреждении было как можно более коротким. В настоящих усло­виях особенно трудно воспитать положительное эмоциональное отно­шение у медицинских сестер и работников учреждения к детям в первую очередь потому, что количество детей, нуждающихся в уходе, слишком велико, и потому, что сестры чередуются при сменах и развитие отношений не может иметь естественный, плавный, постепенный характер. А как только ребенок спустя длительное время привыкнет к некоторым сестрам или работникам учреждения, он переходит в другое медицинс­кое учреждение, например, из дома малютки в недельные ясли, оттуда в детский сад, и он бывает фрустрован разлукой со своей «мамой» из данного учреждения. Поэтому были созданы учреждения, которые по своей структуре напоминают семью, например, деревни “SОS” в Австрии, где в домике живет группа, состоящая из 10 детей с «отцом и матерью» или только с одной «матерью». Аналогичные учреждения начинают в настоящее время создавать и в Чехословакии. В имеющихся на сегодняшний день услових необходимо вести всех работников детс­ких учреждений к тому, чтобы они при текущей работе использовали ка­ждый случай погладить ребенка, улыбнуться ему, сказать несколько ла­сковых слов, особенно ребенку робкому, запуганному, молчаливому и угрюмому. Дети этого типа своим собственным поведением скорее подавляют положительное эмоциональное отношение к ним окружающих, а вследствие этого тем больше страдают и замыкаются сами, в результате чего возникает типичный порочный круг отрицательных или бедных эмоциональных взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Наоборот, живые, веселые и симпатичные дети, которые, собственно и не требует много эмоциональной заботы, притягивают сестер и врачей и становятся «любимцами отделения», что вызывает у других детей чувство собственной неполноценности и беспомощную зависть.

С гигиенической стороны забота о больных в наших учреждениях находится в общем на очень высоком уровне, так что в этой области с условиями госпитализма мы будем встречаться только в виде исключе­ния. Также и интеллектуальное развитие детей постоянно все лучше обеспечивается путем организации школ прямо в больницах.

Проявление госпитализма наблюдается не только у детей. Он может поражать и взрослых, особенно больных пожилого возраста, находя­щихся повторно и в течение длительных периодов в больничной среде в связи с хроническими заболеваниями. Это связано с повышением сред­ней продолжительности жизни и с недостаточным количеством мест в учреждениях социального обеспечения, которые при хорошем руководстве предоставляют все-таки больше эмоциональной и психическои стимуляции, чем больницы. Но и там отсутствуют стимулы обычной жизни и то, что в жизнь старых людей приносит шум и движение моло­дого поколения. Если старый или хронически больной человек в течение длительного времени находится в больнице, его жизнь там и само забо­левание становятся «стилем жизни», он отвыкает от жизни дома и прикладывает значительные усилия, чтобы вновь вернуться в больницу. Среди более молодых больных большую тенденцию к госпитализму проявляют невротики, некоторые психопаты и, особенно, вылеченные психотики, которых больница защищает от жизненных потрясении и ударов.

психиатризация – предыдущая | следующая – психология родственников