I. 1. Юность и юношество в исторической перспективе (возрастные категории)

Связь возрастных категорий с социальным статусом сохра­няется и в современных языках. Старшие завидуют молодости, но умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т. п.) содер­жит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Таким образом, возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуаль­ного развития (созревания), но и определенный социальный ста­тус, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение н деятельность. Здесь налицо обратная связь. С од­ной стороны, люди разного возраста (за которым стоит соот­ветствующий уровень развития) различаются по своей способ­ности выполнять те или иные социальные функции (роли). Например, сроки биологического и социального созревания детер­минируют юридический брачный возраст, гражданское совер­шеннолетие и т. д. С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возраст­ным слоем, определяют реальное общественное положение пред­ставителей этого слоя, их самосознание и уровень притязании. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен ре­шать индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную ка­тегорию.

В древних обществах переход из одной возрастной ступени в другую оформлялся с помощью специальных обрядов, изуче­ние которых приоткрывает тайну того, как именно членился жиз­ненный путь и какое значение приписывалось каждому его эта­пу. Переход от детства к взрослости сопровождался во многих обществах особыми таинствами посвящения, «ииициациями», благодаря которым индивид не просто приобретал новый соци­альный статус, но как бы рождался заново, получая новое имя и т. д.

Образы юности в разных обществах существенно различны. Античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом физической силы и воинской доблести, но одновре­менно — с необузданностью и интеллектуальной незрелостью. В тех условиях молодой человек имел мало возможностей для самоопределения, от него требовали прежде всего послушания и почтительности к старшим. В повое время, особенно со вто­рой половины XVIII в., положение изменилось. Ускорение тем­па общественного развития, ослабление влияния родительской семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профес­сии, стиля жизни и т. д. способствовали появлению нового обра­за юности, подчеркивающего в первую очередь момент созна­тельного самоопределения. В трактате «Эмиль, или О воспита­нии» (1762) Ж. Ж. Руссо называет начало юности, которое он относит к 15 годам, «вторым рождением». В психологии XIX в. юность трактуется как период внутреннего кризиса, пробужде­ния чувств, как романтическая эпоха «бури и натиска», вопло­щение чистейшей субъективности.

К. Маркс и Ф. Энгельс уже в «Немецкой идеологии» под­вергли критике такой подход. Во-первых, указывали они, нель­зя рассматривать жизненный путь человека только как смену фаз его сознания и самосознания. Отношение человека к само­му себе и к действительности имеет материальные основы, по­этому надо вывести особенности его сознания и самосознания из практического отношения к действительности, из его жизне­деятельности, а не наоборот. Во-вторых, сама деятельность, со­держание которой преломляется в психологии соответствующего возраста, должна рассматриваться конкретно-исторически.

«Так как святой Макс не обращает внимания на физиче­скую и социальную «жизнь» индивида и вообще не говорит о «жизни», то он вполне последовательно отвлекается от историческнх эпох, от национальности, класса и т. д. или, что то же самое, он раздувает господствующее сознание ближайшего к нему класса его непосредственного окружения, возводя его в нор­мальное сознание «человеческой жизни». Чтобы подняться над этой местной ограниченностью и педантизмом школьного на­ставника, ему следовало бы только сопоставить «своего» юношу с первым попавшимся юным конторщиком, с молодым англий­ским фабричным рабочим, с молодым янки, не говоря уже о мо­лодом киргиз-кайсаке» [1].

Возрастная психология должна рассматривать развитие пси­хических процессов в связи с реальным процессом жизни и деятельности целостной личности, учитывая социально-классовые, этнические, культурные, исторические и другие условия инди­видуального развития.

Как же реализуются эти требования в современной науке?

__________________________________________________________________________________

[1]Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. 3, с. 114.

возрастная периодизация – предыдущая | следующая – этнокультурные различия

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым