Восприятие предметов (восприятие величины)

Осталось еще одно интермодальное качество, которой мы до сих пор не рассматривали. Речь идет о величине премета. Для психолога восприятие величины представляет двойную проблему. Видимые размеры предметов зависят от величины их ретинальной проекции. Величина проек­ции поменяется в зависимости от расстояния между гла­зом и предметом (см. рис. 5.20). Несмотря на это, взрос­лые люди видят предметы сохраняющими постоянную величину на любом расстоянии. Однако величина ретинального изображения зависит также и от размеров глаза, которые меняются по мере развития (см. рис. 5.21). Тем не менее дети, так же как и взрослые, могут успешно под­готавливать пальцы рук для схватывания предметов на разном расстоянии. Именно это моторное приспособление пальцев руки к предмету и ставит теоретическую пробле­му. Взрослому при хватании совсем не обязательно срав­нивать положение пальцев с размерами предмета, который он хочет взять. Он может протянуть руку, раскрыть, а за­тем сжать пальцы на предмете, не дожидаясь какой-либо зрительной обратной связи, что свидетельствует о возмож­ности сопоставления расстояния между большим и дру­гим пальцами руки видимому размеру предмета. Зритель­ная информация, таким образом, может сравниваться с проприцептивно-тактильной информацией. Даже со­всем маленькие младенцы способны на такого рода сопо­ставления (см. рис. 5.22). Несмотря на это, кажется весьма маловероятным, что столь высокий уровень организации может быть жестко зафиксирован в структурах мозга человека.

 

 

 

Рис. 5.20. Константность видимой величины. Взрослый видит объекты А и Б примерно равными по размеру и меньшими, чем объект В, несмотря на то, что размер ретинального изображения А больше, чем Б, и совпадает с размером ретинального изображения В.

 

 

 

 

 

Рис. 5.21. Глаз взрослого зна­чительно глубже, чем глаз младенца, вследствие этого предметы одной и той же физи­ческой величины проецируются в нем на большую по площади поверхность сетчатки.

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.22. Иоворожденный сравнивает видимую величину предмета с расстоянием между пальцами руки (по Bower, 1972.)

Дело в том, что, кроме трудностей, возникающих в свя­зи с увеличением размеров глаза, есть множество проблем, связанных с ростом руки (см. рис. 5.23), временная динамика которого сильно отличается от динамики роста глаза. Хелд (1905) высказал предположение, что соответст­вие между зрительной и проприоцептивной оценками раз­меров устанавливается на основе зрительной информации. Дети рассматривают свои руки, когда они находятся в их поле зрения; таким образом, они могут одновременно видеть и свои руки, и предмет. Наблюдая положение паль­цев, младенец начинает сопоставлять видимое расстояние между пальцами с получаемой при этом проприоцептивной информацией. Со временем он оказывается способным придавать пальцам положение, соответствующее разме­рам видимого предмета, даже не видя руки и предмета одновременно. Эта теория весьма правдоподобна, и Хелду удалось с помощью сравнительно несложных эксперимен­тов на животных получить подтверждающие ее факты (Хелд, 1905). Без всякого сомнения, при протягивании руки к предмету новорожденные рассматривают свои руки иначе, чем это делают более старшие дети (см. рис. 5.24). Вполне возможно, что в такой ситуации они как раз сопоставляют видимую протяженность с аналогичной незрительной информацией. Подобное поведение могло бы быть необходимым для достижения того высокого уровня точ­ности схватывания, который наблюдается у младенцев в самом раннем возрасте. Хотя теория Хелда представля­ется очень привлекательной, для ее подтверждения потре­бовались бы героические усилия типа тех, которые были предприняты Вертхаймером при исследовании слуховой локализации. До сих пор ничего подобного сделало не было, и может потребоваться значительное время для окон­чательного прояснения этого вопроса.

Проблема константности величины не так сложна, как проблема восприятия величины в целом. Считается общепринятым, что любой организм, воспринимающий удаленность, должен обладать также и способностью вос­принимать величину константности. Как мы уже видели, младенцы действительно воспринимают расстояние, и, по всей видимости, они используют информацию об уда­ленности для достижения константности величины (Бау­эр, 1966а; Бауэр и др., 1970а). Обычно предполагается, что константность величины обеспечивается путем комби­нации информации о размере изображения на сетчатке и информации об удаленности, что дает возможность оце­нивать реальные размеры любых предметов в поле зрения. Возможно, что нечто подобное и имеет место. Однако при этом предполагается, что на ранних стадиях развития для оценки реальных размеров предмета младенец должен знать о размерах сетчаточной проекции предмета и его удаленности; только по мере накопления опыта он начи­нает оценивать истинные размеры непосредственно, без осознания других параметров. Вот это-то, по-видимому, и не соответствует действительности.

дифференциация – предыдущая | следующая – ретинальная проекция

Психическое развитие младенца. Содержание.