/     /  
Будущее вклада А. Р. Лурия в американскую прикладную социокультурную лингвистику (внутреннее программирование)

Будущее вклада А. Р. Лурия в американскую прикладную социокультурную лингвистику (внутреннее программирование)

И такой взгляд на проблему внутренней речи и внутреннего программирования может привести к новому пониманию проблемы саморегуляции и тех возможностей, которые открываются в том случае, когда уделяется должное внимание индивидуальным достижениям. "Таким образом, внутренняя речь ответственна за развитие предикативности, целостности и связности всех высказываний, независимо от их величины" (Akhutina, 1978, р. 20). После обсуждения назначения внутренней речи и внутреннего програм­мирования, необходимо подвергнуть анализу "вербальное мышление" (см. Akhutina, 1978, р. 12), постепенно передвигаясь в поле таких понятий, как "планы", "программы" и "цели" сложных действий. "Если ранее сложную последовательность действий мы понимали как цепь, в которой каждое последующее звено вызвано механизмами, заключенным лишь в звене предшествующем ... в последнее время понимание запланированного выполнения программ подразумевает отличный от этого и более сложный характер" (Luria, 1976а, р. 39}. Далее Лурия говорит об "устройстве контроля", и эта тема наряду с другими психологическими теориями может оказаться жизненно важной для теорий обучения второму языку и для прикладной лингвистики в целом. Образ результата и пролепсис Мы полагаем, что перспективы будущей научной работы во многих разделах теории языка лежат в русле идей о внутренней речи и внутреннем программировании, а также в русле того, что Rommetveit (1974) называл пролепсисом. Не следует забывать, что внутренняя речь и внутреннее прог­раммирование напрямую и реципрокно взаимосвязаны с внешней речью. Майкл Коул (Cole, 1996) ссылается на введенное Ромметвейтом понятие пролепсиса, хорошим примером которого могут послужить те языковые формы, на которых взрослый человек реагирует на речь малыша. Взрослые, обращаясь к совсем маленьким детям, обычно говорят на -детском языке", но также они используют в обращении к ним и "взрослый язык". При этом они не ожидают от ребенка ответа на должном уровне, но предполагают, что постепенно ребенок "врастет" в языковое сообщество и однажды сможет использовать социальные формы языка. В данном случае следует сосредоточиться на потенциальном возрасте обучающегося. Задача заключается в том, чтобы рассматривать обучающегося в его наиболее старшем потенциальном возрасте, а не то, как он общается сейчас (ср. Cole. 1996, р. 183-184). Мышление (пони­маемое холистически) и речь соединяются в вербальное мышление посред­ством трансформации и переструктурирования внутренней речи во внешнюю, после чего вербальное мышление развивается в единую форму саморегулирующегося действия. Лурия (1982) отмечал, что: именно предикативная часть будущего высказывания, т.е. рема, а первую очередь находит свое отражение во внутренней речи. Предикативный характер внутренней речи является основой для перевода изначальной мысли в развернутое, синтагматически структурированное речевое высказывание (Luria, 1982, р. 154). Пролепеис и образ результата отражают переход ко внешней или социальной стороне языковой коммуникации, которая основана на внутренней речи и внутреннем программировании. Здесь нельзя пренебречь одним ключевым моментом у этого процесса: обсуждая различные школы в психологии, от ассоцианизма и бихевиоризма к гештальт-теориям, Выготский отмечал, что все они имеют одну общую черту, и она заключается в том, что они анти­историчны: "Они движутся между полюсами натурализма и чистого спириту­ализма. Они исследуют мышление и речь вне истории мышления и речи... Но только историческая психология, только историческая теория внутренней речи может привести нас к подлинному пониманию всей целостности этой наиболее сложной и гигантской проблемы" (Vygotsky, 1970, р. 534). Исследуя идеиЛ. C. Выготского и А.Р. Лурия о принципах языка и общения, становится очевидно, что они знаменуют собой новый путь, кото­рый действительно приводит научный метод в созвучие с более высокой, голографической, исторически меняющейся концепцией человеческого развития. Эти теории могут также быть полезными в переоснащенни поня­тийного аппарата психолингвистики, нейролингвистики и прикладной лингвистики, начиная от работы по преодолению афазии и заканчивая методиками обучения второму языку. Заключение Несмотря на то, что лингвистика Хомского сохранила приверженность картезианской философской позиции о целостности (которая здесь может быть означена как позиция врожденности), основное внимание она уделяла анализу лингвистических составляющих, "частей", (например, составлению структурных деревьев), во многом, за счет игнорирования "целого". Одновременно с ним, американская прикладная социокультурная лингвистика придерживается целостной философии психологии Выготского, сосредо­точивая свое внимание на "целом" и пренебрегая "частями", предпочитая изучать формирование индивидуальной этнографической идентичности, в частности, вместо того, чтобы попытаться соотнести целое и части внутри гибкой, но строго экспериментальной науки. Л.Р. Лурия доказал свою непо­колебимую преданность Выготскому тем, что поместил свою теорию языка внутри наиболее гибкого и ориентированного на практические исследования подхода, который включает в себя фундаментальный анализ мозга и мозговых нарушений, направленный на достижение полноты понимания его нормаль­ной работы, а также на целостную лингвистическую модель, которая может быть использована для расширения поля текущих исследований в прикладной лингвистике на Западе (Robbins, 2001, 2003). Можно предположить, что новый взгляд на культурно-историческую теорию Л. C. Выготского и А. Р. Лурия обогатит будущие исследования теории языка во всем мире.

внутренняя речь - предыдущая | следующая - многоязычие

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)