8. Внимание
Основной категорией жизни является поведение, направленное на удовлетворение потребностей. Оно предполагает познание. Но если познание должно вести к цели, то оно нуждается в организующем факторе активного поведения, каким является внимание.
Внимание представляет собой форму организации психической деятельности (человека и животных), проявляющейся в их избирательной направленности (селективности), концентрации и относительной устойчивости (Милерйан). Условные связи, возникшие при многократном удовлетворении потребностей, определяют концентрацию, избирательность акта внимания, который в своей первоначальной форме является ориентировочным рефлексом. Селективная произвольность внимания вытекает из образования доминантных очагов. Концентрация внимания является усилением возбуждения в доминантном очаге; она сопровождается угнетением всей остальной части коры. И, наконец, относительная устойчивость вытекает из признаков доминанты: возбуждение в очаге доминанты имеет тенденцию к сохранению. Основная потребность самосохранения принуждает организм к ориентации – вниманию (ориентировочный рефлекс).
Традиционная психология различает внимание :
а) непроизвольное,
б) намеренное (произвольное).
Как непроизвольное, так и намеренное внимание именно в силу своей намеренности имеют селективный избирательный характер.
Непроизвольное внимание (спонтанное, первичное) в сущности является ориентировочным рефлексом на раздражители, имеющие значение для организма (например, вследствие интенсивности, вследствие качества: выстрел, неожиданная угроза и т. п.).
Намеренное внимание предполагает умысел. Селекция в этом случае производится путем преднамеренной организации психической деятельности. Но и здесь в самой сущности этого процесса имеется какая- то потребность, биологически более старая или более молодая (культурная).
В процессе внимания отмечают объем, интенсивность и продолжительность внимания.
Сразу можно охватить примерно 5-6 элементов (объем или мощность внимания). При необходимости сосчитать только количество предметов при тахистоскопической экспозиции средний объем внимания у взрослых составляет примерно 8 предметов. Индивидуальные средние величины колеблются между 6 и 11 предметами.
Интенсивность внимания находится в непрямом отношении к объему: чем шире поле внимания, тем слабее интенсивность. (Люди, неспособные «сосредоточиться». Очень часто ослабление интенсивности внимания отмечается у энцефалопатических детей, у неврастеников и т. д.)
Продолжительность внимания, устойчивость (постоянство) – это способность выдержки внимания, непрерывной концентрации его на одном предмете или действии. Объективное измерение ее дает величины, составляющие 1/3 – 2 с. Затем внимание начинает колебаться, при этом говорят о флюктуации или об осцилляции, о колебании внимания (рис. 27).
Продолжительность оптического внимания экспериментально изучал академик В. Хмеларж. Он установил не только кривую развития и продолжительности внимания, но и доказал, что частота отклонений в течение одного часа является аритмичной, скорее случайной и различной как в интериндивидуальном, так и в интраиндивидуальном смысле; он также доказал, что выдержка активного внимания на протяжении 1 ч не имеет определенной регулярной тенденции, а скорее подвержена случайным колебаниям, резко отличающимся у отдельных лиц; у значительного количества лиц распределение длины отдельных интервалов непрерывного внимания находится в соответствии с экспоненциальным законом, причем из математических моделей действительное течение активного внимания отражает модель, рассматривающая течение активного зрительного и слухового внимания как стационарный марковский процесс.