/     /  
6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

С этой целью применяются невербальные методы. Ниже опишем некоторые из них. 1. Метод классификации предметов по задан ному признаку. 2. Метод рисования отдельных предметов по заданному признаку: больному предлагается нарисовать дерево, стол и т. д.; позже даются задания на обобщенное значение — нарисовать «овощи», «мебель», то, что сделано из дерева, из стекла, что растет, и т. д. 3. После рисования проводится классификация предметных картинок по тем же признакам. 4. Метод «Четвертый лишний», невербальный его вариант: больной должен из лежащих перед ним картинок выбрать «лишний» предмет. 5. Метод «Целое и части», где от больного требуется составить из частей целый предмет, используя эти же части с добавлением других или изъятием некоторых прежних, составить другой предмет (например, перед больным лежат ножки (от стола или стула), столешница, спинка и сиденье от стула, части от этажерки и книжного шкафа и т. д., вырезанные из картона). Все эти виды невербальной работы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает, обобщения слов в группы и т. д. К невербальным методам относится и целый ряд игр — домино, лото, шахматы, шашки. Применение этих предметов дает высокий эффект, так как позволяет восстановить: 1) эмоционально-выразительную речь — отдельные фра- зы — «ох!»; «нет-нет», «это не так»; «я снова!»; «ура!»; «у меня хорошо»; «так-так-так!»; «вот вам!»; «вот тебе и на!»; 2) создать хороший эмоциональный фон, способствующий растормаживанию речи, актуализации и закреплению продуктивных слов. Вербальные методы не менее эффективны для растормаживания у больных непроизвольно протекающих речевых процессов. 1)  Полезен метод проговаривания рядовой и автоматизированной речи. На основе слуховой стимуляции кинестетического аппарата у больных могут всплывать определенные слова и умение их произнесения. Способ реализации этого метода: а) сначала совместное (сопряженное) с педагогом проговаривание ряда (один, два, три, четыре... или понедельник, вторник... и др.); б) затем сопряженно-отраженное повторение, т. е. повторение вслед за педагогом; в) после отраженное, т. е. обычное, повторение за педагогом; г) и после всех этих упражнений самостоятельное произнесение речевых рядов. Материалом могут служить стихотворения, некоторые словосочетания, упроченная в прошлом опыте рядовая речь и т. д. 2. Чтение стихотворений способствует на мнестической  ритмико-мелодической основе актуализации упроченной речи. 3. Эффективным методом растормаживания является метод диалога. Процедура применения этого метода требует, подбора материала: частотной лексики, простой грамматики, известной ситуации. Перед диалогом необходимо применить метод «введения в контекст», чтобы больной знал о теме беседы. Вначале диалог ведется по сюжетной картинке, — по которой педагог задает вопросы, а больной, опираясь на картинку и вопросы педагога, отвечает, а позже, когда у больного будет восстановлена способность произносить некоторые слова, формулировать и задавать вопросы должен больной. 4. Метод беседы, в котором используются привычные вопросы и ответы. Темы бесед должны быть частотными, знакомыми больному, эмоционально насыщенными — о доме, о семье, о работе, о больничных делах и др. Здесь широко используется рядовая и автоматизированная речь. 5. Цифровой метод также способствует растормаживанию упроченных в речи субъекта слов — наименований цифр И чисел. Лучше всего это делать в процессе реальных действий с числами: например, больного просят разложить цифры до 10 и назвать каждую цифру, затем педагог создает различные числовые комбинации, а больной называет, затем больной по словесной инструкции педагога составляет различные числовые комбинации, производит арифметические действия в пределах первого десятка (сложение, вычитание и другие действия). Отвлечение от самой речи и переключение внимания на операции с числами усиливают эффективность этого и других подобных методов, в которых предметом действия является не речь, а рисование, игра, конструирование ит. д. Все описанные методы и действуют по этому механизму — переключить внимание больного с речи, сделав ее не предметом действия, а целью, результатом этого действия. Во всех этих методах заключен и другой психологический механизм, способствующий растормаживанию речи, — это восстановление modus operandi (по Л. С. Выготскому), т. е. привычного способа и механизма действия, в нашем случае артикуляторного аппарата. На второй стадии ставится и решается главная задача обучения — восстановление умения произносить отдельные слова. Традиционный оптико-тактильный метод направлен на восстановление произнесения отдельных звуков путем опоры на оральный образ звука и контроль позы звука через зеркало. Этот метод привнесен в афазиологию из дефектологии и не соответствует механизмам нарушения речи при афферентной моторной афазии. Он ведет работу «в лоб» над нарушенным артикуляторным звеном в структуре речи, действия произнесения звука отрабатываются на произвольном, осознанном уровне. Все это противопоказано при афферентной моторной афазии. Во-первых, звук для человека не несет никакой информации, нужно работать на информативном, смысловом и значимом для больного вербальном материале. Во-вторых, известно, что произнесение слова для этой группы больных проще, чем произнесение отдельных звуков, в невозможности произнесения этих звуков и лежит центральный дефект, а его нужно снять обходными, а не прямыми методами.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение) - предыдущая  | следующая -  6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

   

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)