Категории связанны между собой по частоте совместного использования. Зелерей (Szalary, 1970), например, отметил, что категория «демократия» связанна с категорией «социализм» в тех культурах, где существовала «демократическая социалистическая партия». Изучая типы ассоциаций, мы многое узнаем о самой культуре. Например, можно просить людей называть первое, пришедшее на ум слово-ассоциацию при предъявлении другого слова (с записью на магнитофон). Когда у двух людей получаются одинаковые ассоциации, то коммуникация будет происходить на много эффективнее, чем когда они различны. Например, у человека, связывающего «социализм» с «демократией», могут возникнуть затруднения при общении с другим человеком, который связывает «социализм» с «коммунизмом». Можно даже разработать соответствующий «словарь», содержащий подобные ассоциации* (Szalay, 1970), который
*Имеется в виду разработка словаря синонимов, или синонимического словаря – В.С.
_____________________________________________________________________________
содержит информацию о конкретных культурах. Например, Зелей (Szalay, 1985) обнаружил, что слово «Я» дает больше ассоциаций у англо-мериканцев, чем у испанцев, но на слово «друг» больше ассоциаций у американцев испанского происхождения, чем у англо-американцев. В одном исследовании (см. Triandis, 1964, стр. 11) слово «мать» ассоциировалось со словом «пища» (питание) у 16% выборки американцев, 51% выборки ливанцев и только 7% у суданцев.
Убеждения
Связи между категориями, например, «американцы африканского происхождения весьма красивы» – это убеждения. Цепочку ассоциаций, таких как «Стремление афроамериканцев проживать рядом с белыми увеличивает шансы развития дружественных отношений между белыми и цветными», можно изучать как убеждения. Это предложение можно модифицировать различным образом и спрашивать людей – согласны они или нет с каждой модификацией. Например, вместо слова «афроамериканцы» можно использовать слова «испанцы», «коренные жители Америки», «азиаты»; выражение «где проживают белые» – заменить на представителей других этнических групп; вместо слова «увеличивают» – использовать другие глаголы и категоризации взаимоотношений, заменяя слово «дружественные» и т.д.
Таким образом, из этого предложения исследователь может сформулировать большое число других предложений, которые можно использовать для получения информации о различных аспектах субъективной культуры, давая возможность людям соглашаться или не соглашаться с этими предложениями.
Одна категория убеждений является особенно важной. Убеждения, касающиеся причин поведения или приписывания характеристик, являются очень важными, потому что способ, при помощи которого мы интерпретируем поведение, зависит от приписываемых характеристик. Например, если один человек бьет другого, то ситуация будет совершенно различной, если ее интерпретируют либо как «случайность или несчастный случай», либо – «он намеренно хотел ударить другого человека».
Культуры различаются по своим характеристикам. Например, Миллер (Miller,1984) обнаружил, что американцы намного чаще для объяснения поведения используют диспозиционные характеристики (например, «он это сделал потому, что он несчастный» или «что он отрицательно к этому относится»), чем внешние факторы (например, «он это сделал потому, что был жаркий день» или «что комната была переполнена»). И, наоборот, у индейцев наблюдается тенденция для описания поведения чаще использовать контекстуальные факторы, чем диспозиции.
Диспозиции такого рода также важны при высказывании социальных или политических суждений и принятии решений. Например, мы можем задать вопрос: «почему эти люди так бедны?», а ответ может быть двояким – диспозиционным (например, «потому что они ленивы») или контекстуальным (например, «потому что у них нет работы»). В культурах индивидуалистического типа, таких как Соединенные Штаты больше делается диспозиционных суждений, а в коллективистических культурах (например, Китай, Индия) – контекстуальных.
содержание категорий – предыдущая | следующая – оценка
Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление