/     /  
Трудовая мотивация

Трудовая мотивация

В отношении к санитарному просвещению имеет значение и психо­логия медицинского работника: его взгляды и вредные привычки, кото­рые могут войти в противоречие с его целями. Врач, который очень мно­го курит, вряд ли будет эффективно выступать против курения, врач, который без меры употребляет алкоголь, не может убедительно подей­ствовать на больных алкоголиков. Врач, который не любит публично выступать, с трудом преодолеет нежелание беседовать с группой боль­ных или выступить с лекцией на медицинскую тему. Естественно, что некоторые медицинские работники лучше понимают пользу санитарно­го просвещения и с интересом принимают в нем участие, другие – дела­ют это реже и в меньшем объеме. У пассивных в этом отношении меди­цинских работников встречаемся с психологической рационализацией: отсутствие интереса или отвращение к санитарному просвещению они оправдывают, например, тем, что «курение, собственно, не вредит здо­ровью», «алкоголь – это лекарство», «санитарное просвещение все рав­но не приносит никакой пользы». Следует избегать двух крайностей: во- первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересо­ванности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых – недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же фор­мально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в реко­мендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы.

О некоторых трудностях и опасностях, возникающих при санитарном просвещении, при которых пренебрегают психологической проблемой, имеется упоминание в главе об ятрогении. В этой связи Франкл говорит о коллективных ятрогенных неврозах, вызванных неловко формулированными лекциями и советами, передаваемыми по радио и через другие средства массовой информации.

3. Психология врачебно-трудовой экспертизы

Это одна из наиболее сложных сторон медицинской психологии. При проведении экспертизы трудоспособности врач оказывается между дву­мя серьезными и до известной степени противоположными требовани­ями: он должен удовлетворить больного, не повредить ему и одновре­менно он должен соблюдать общественные нормы и требования, не де­лать ничего за счет общества. Для успешного решения конкретной ситу­ации врачу значительно поможет, если он с первого момента встречи с больным сможет угадать степень его ответственности перед обществом, понять, стремится ли больной к выздоровлению или имеет перед собой другие цели и проблемы, которые он предполагает при помощи болезни или просто «по случаю» болезни решить: например, избежать конфликта на работе или добиться там каких-либо изменений в свою пользу, вызвать сочувствие мужа или жены или просто отдохнуть, или наконец, добиться установления пенсии. Однако имеется разница между тем, когда больной в сущности неосознанно реагирует на свою болезнь (неосознанная целенаправленность), или когда он с полным сознанием намеренно использует ее в свою пользу. Это касается уже разбиравших­ся вопросов аггравации и симуляции.

Пример подсознательной целенаправленной аггравации: У больно­го гипертонической болезнью после конфликта на работе ухудшилось состояние: повысилось кровяное давление, появились головокружения и слабость, ухудшилась способность концентрации внимания на работе. Больной решил, что он «страдает по вине окружающих», проникся жа­лостью к самому себе, считал, что его постигло несчастье по вине недоброжелателей, но сам он не имел достаточно силы для того, чтобы пере­жить эту ситуацию, и был направлен врачом в больницу на стационар­ное лечение. В больнице он открыто в депрессивном тоне рассказал о своем положении и ощущениях.

Примеры сознательной аггравации. Больной в период конфликта на работе, хотя и не отмечает ухудшения состояния, связанного с уже име­ющейся у него язвой желудка, считает себя больным человеком, которо­го окружающие должны щадить, поэтому он идет к врачу и там расска­зывает ему о своих жалобах и симптомах так, как он о них помнит с пе­риода сезонного ухудшения состояния, о конфликтах не упоминает; врач признает его нетрудоспособным и направляет в больницу, куда тот поступает для контрольного обследования и лечения. Другой больной страдает хроническим заболеванием позвоночника. После длительного обсуждения допускает, что с таким заболеванием он мог бы работать. Но если бы он начал работать, то у него отняли бы пенсию, а это приведет к тому, что при более высокой заработной плате, в случае поступления на работу, он должен будет платить алименты на детей своей бывшей жене. Он не уверен в том, что у него после этого останется больше денег, чем составляет пенсия. «После этого вы удивля­етесь, что я не могу работать!» – так заключает он свои рассуждения. Органические данные у этого больного (тяжелый спондилоартроз) были такого характера, что вопрос о трудоспособности в конце концов решало отношение больного к работе.

Вышеприведенные примеры тесно связаны с проблемой трудовой мотивации. Айзенк приводит следующие разновидности трудовой моти­вации:

1. Заинтересованность других работников в работе отдельного лица и в содружестве с ним.

2. Возможность роста на работе и повышения.

3. Стабильность положения на работе.

4. Величина заработной платы.

5. Выгодность рабочего времени (начало, конец смены), что особен­но важно для женщин.

6. Общественный престиж работы. Хорошо оплачиваемая работа может быть и не очень притягательной. Например, несмотря на то, что врачи в Чехословакии ни в прошлом ни в настоящее время не оплачива­ются так, как это должно было бы соответствовать сложости и трудно­сти их подготовки и квалификации, профессия врача имеет довольно вы­сокий общественный престиж.

7. Отпуск, его длина, возможность взять его по собственному усмо­трению в подходящее время.

Связью работы с умственной гигиеной и с так называемым переуто­млением мы занимаемся в главе о гигиене умственного труда.

Санитарное просвещение – предыдущая | следующая – Хирургия

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)