В отношении к санитарному просвещению имеет значение и психология медицинского работника: его взгляды и вредные привычки, которые могут войти в противоречие с его целями. Врач, который очень много курит, вряд ли будет эффективно выступать против курения, врач, который без меры употребляет алкоголь, не может убедительно подействовать на больных алкоголиков. Врач, который не любит публично выступать, с трудом преодолеет нежелание беседовать с группой больных или выступить с лекцией на медицинскую тему. Естественно, что некоторые медицинские работники лучше понимают пользу санитарного просвещения и с интересом принимают в нем участие, другие – делают это реже и в меньшем объеме. У пассивных в этом отношении медицинских работников встречаемся с психологической рационализацией: отсутствие интереса или отвращение к санитарному просвещению они оправдывают, например, тем, что «курение, собственно, не вредит здоровью», «алкоголь – это лекарство», «санитарное просвещение все равно не приносит никакой пользы». Следует избегать двух крайностей: во- первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых – недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же формально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы.
О некоторых трудностях и опасностях, возникающих при санитарном просвещении, при которых пренебрегают психологической проблемой, имеется упоминание в главе об ятрогении. В этой связи Франкл говорит о коллективных ятрогенных неврозах, вызванных неловко формулированными лекциями и советами, передаваемыми по радио и через другие средства массовой информации.
3. Психология врачебно-трудовой экспертизы
Это одна из наиболее сложных сторон медицинской психологии. При проведении экспертизы трудоспособности врач оказывается между двумя серьезными и до известной степени противоположными требованиями: он должен удовлетворить больного, не повредить ему и одновременно он должен соблюдать общественные нормы и требования, не делать ничего за счет общества. Для успешного решения конкретной ситуации врачу значительно поможет, если он с первого момента встречи с больным сможет угадать степень его ответственности перед обществом, понять, стремится ли больной к выздоровлению или имеет перед собой другие цели и проблемы, которые он предполагает при помощи болезни или просто «по случаю» болезни решить: например, избежать конфликта на работе или добиться там каких-либо изменений в свою пользу, вызвать сочувствие мужа или жены или просто отдохнуть, или наконец, добиться установления пенсии. Однако имеется разница между тем, когда больной в сущности неосознанно реагирует на свою болезнь (неосознанная целенаправленность), или когда он с полным сознанием намеренно использует ее в свою пользу. Это касается уже разбиравшихся вопросов аггравации и симуляции.
Пример подсознательной целенаправленной аггравации: У больного гипертонической болезнью после конфликта на работе ухудшилось состояние: повысилось кровяное давление, появились головокружения и слабость, ухудшилась способность концентрации внимания на работе. Больной решил, что он «страдает по вине окружающих», проникся жалостью к самому себе, считал, что его постигло несчастье по вине недоброжелателей, но сам он не имел достаточно силы для того, чтобы пережить эту ситуацию, и был направлен врачом в больницу на стационарное лечение. В больнице он открыто в депрессивном тоне рассказал о своем положении и ощущениях.
Примеры сознательной аггравации. Больной в период конфликта на работе, хотя и не отмечает ухудшения состояния, связанного с уже имеющейся у него язвой желудка, считает себя больным человеком, которого окружающие должны щадить, поэтому он идет к врачу и там рассказывает ему о своих жалобах и симптомах так, как он о них помнит с периода сезонного ухудшения состояния, о конфликтах не упоминает; врач признает его нетрудоспособным и направляет в больницу, куда тот поступает для контрольного обследования и лечения. Другой больной страдает хроническим заболеванием позвоночника. После длительного обсуждения допускает, что с таким заболеванием он мог бы работать. Но если бы он начал работать, то у него отняли бы пенсию, а это приведет к тому, что при более высокой заработной плате, в случае поступления на работу, он должен будет платить алименты на детей своей бывшей жене. Он не уверен в том, что у него после этого останется больше денег, чем составляет пенсия. «После этого вы удивляетесь, что я не могу работать!» – так заключает он свои рассуждения. Органические данные у этого больного (тяжелый спондилоартроз) были такого характера, что вопрос о трудоспособности в конце концов решало отношение больного к работе.
Вышеприведенные примеры тесно связаны с проблемой трудовой мотивации. Айзенк приводит следующие разновидности трудовой мотивации:
1. Заинтересованность других работников в работе отдельного лица и в содружестве с ним.
2. Возможность роста на работе и повышения.
3. Стабильность положения на работе.
4. Величина заработной платы.
5. Выгодность рабочего времени (начало, конец смены), что особенно важно для женщин.
6. Общественный престиж работы. Хорошо оплачиваемая работа может быть и не очень притягательной. Например, несмотря на то, что врачи в Чехословакии ни в прошлом ни в настоящее время не оплачиваются так, как это должно было бы соответствовать сложости и трудности их подготовки и квалификации, профессия врача имеет довольно высокий общественный престиж.
7. Отпуск, его длина, возможность взять его по собственному усмотрению в подходящее время.
Связью работы с умственной гигиеной и с так называемым переутомлением мы занимаемся в главе о гигиене умственного труда.
санитарное просвещение – предыдущая | следующая – хирургия