/     /  
Влияют ли культурные факторы на формирование принципов причинности? Верификация модели Лурия в иной области

Влияют ли культурные факторы на формирование принципов причинности? Верификация модели Лурия в иной области

К. Субботский Ланкастер, Великобритания Вступление Одно из первых исследований, посвященных роли культуры в развитии когнитивных процессов, было проведено А. Р. Лурия (Luria, 1931, 1971, 1976b). В этих работах исследовались особенности когнитивных процессов жителей деревень советской центральной Азии, ведущих традиционный образ жизни. Результаты сравнивались с аналогичными оценками индивидов, которые населяли тот же регион, но были ближе к городскому, более индустриализированному стилю жизни и образованию. Результаты исследований показали значительные различия в типах логического мышления у традиционных индивидов и индивидов с более западным стилем жизни. Отличительная особенность традиционного типа мышления состояла в редком использовании абстрактных суждений и формальных категорий. Традиционное мышление, в противоположность западному, по большей части привязано к конкретным ситуациям и событиям повседневной жизни. Интерпретируя результат, А. Р. Лурия отводил главную роль в возникновении формально-логического типа мышления школьному образованию. Результаты Лурия были подтверждены в последующих исследованиях (Cole, Gay, Glick & Sharp, 1971; Das & Dash, 1990; Scribner, 1977; Тулвисте, 1988). В них описывались весьма два важных поведенческими реакциями индивидов. Очевидно, что между тем, что люди говорят в лабораторных условиях, и тем, как они ведут себя в обычной жизни, может быть существенная разница (Thomas, 1971; Wilson & Nisbett, 1978). Во-вторых, в этих исследованиях, за редким исключением (см. Mead, 1932) не рассматривались представления о постоянстве объекта и физических законах причинности. В действительности же важнейшей задачей в изучении человеческой психики является выяснение той меры и степени, в которой изменения культурного и образовательного уровня влияют на формирование фундаментальных представлений индивидов о мире. Одно из таких кардинальных изменений в представлениях о мире произошло в Европе периода Возрождения, когда ориентацию на магическую и мифическую идеологию в культуре постепенно сменила рациональная научная концепция структуры мироздания (Лосев, 1978). В традиционном, архаическом обществе (и в древних европейских культурах) природным явлением и объектам приписывались сверхъестественные силы; в противоположность этому, современная западная культура основана на непоколебимой вере в научную логику. Можно предположить, что современные рациональные представления о мире (например, убежденность в том, что все в природе основано на законах физики, магическое не существует) всецело овладели сознанием среднего индивида, который таким образом превратился в "миниатюрное отражение" его "официальной культуры" (модель полного соответствия измения сознания индивида изменениям в культуре.) Нетрудно видеть, что Лурия в интерпретации данных своих исследований придерживался именно этой модели. С другой стороны, можно допустить, что несмотря на доминирующую роль рациональной и научной идеологии в обществе, средний представитель западного общества все же в некоторой степени остается независимым от этой идеологии. Действительно, хотя убеждение в несокрушимой силе науки и технологии занимают все более доминирующую позицию в принятой культуре и образовании, многие представители культуры все же придерживаются взглядов, не имеющих ничего общего с научными. С этой точки зрения можно говорить лишь о поверхностном влиянии изменений культуры на индивида (модель относительной независимости сознания индивида от изменений в культуре). Например, из этой модели вытекает, что на уровне интуитивных убеждений невозможно четко разграничить представителей западной и не западной культур по степени их веры в реальность магических сил. В целях проверки этого предположения в данном исследовании представителей западной и не западной культур просили объяснить необычные явления, которые нарушали физический закон постоянства объекта (в простой деревянной шкатулке материальный объект изменялся без видимых причин). Необычное явление было включено в контекст научного или магического объяснения. В качестве независимой переменной оценивалась тенденция испытуемых давать случившемуся магические или научные объяснения, а результаты, полученные в опытах с „традиционными" испытуемыми, сравнивались с аналогичными оценками образованных представителей западной кулыуры. Предполагалось, что представители не западного общества (население сельских районов центральной Мексики) будут гораздо чаще использовать магические объяснения, чем представители западного общества (студенты университета в Великобритании). Такое предположение основывалось на том факте, что в западной культуре индивид склонен верить в науку, как единственно возможный путь объяснения явлений природы (благодаря влиянию школы, образования, средств массовой информации, искусства, межличностной коммуникации и т.д.), тогда как в не западном обществе "давление" научной рациональности на индивида не так выражено, в силу недостаточного формального научного образования и обилия дохристианских магических убеждений и суеверий в обществе.

следующая - научное объяснение

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)