/     /  
Теория эмоций

Теория эмоций

Стенические и астенические чувства мы дифференцируем в зависи­мости от того, возбуждают ли они или тормозят целую личность и в первую очередь наши поступки.

Очевидно, что такому лишь эмпирическому разделению не хватает­ся точности. В настоящее время довольно широко используются как проекционные, так и физиологические методики проявления эмоций, ко­торые могут регистрироваться или на пленке, или с помощью физиоло­гических методов и аппаратуры (плетизмопневмосфигмограф, психо­гальванический рефлекс параллельно с изображением мимики на пленке и т. п. – см. ниже).

Особенно благодарна регистрация физиологических проявлений: слабость или ригидность мускулатуры (органы движения), тремор, уско­рение или замедление дыхания (органы дыхания), ускорение или замед- лиение кровообращения, прилив крови или малокровие (циркуляторные реакции), поносы, запоры, рвота (внутренние органы), потливость, сле­зы, сухость в горле (железы внутренней секреции) и т. п.

Но, с другой стороны, нельзя забывать о том, что эмоции и аффекты могут возникать и в результате изменений химизма: при гипергликемии – нервозность, разлад, при интоксикации некоторыми веществами – депрессиия; именно таким образом некоторые физиологические измене­ния, вызванные заболеванием органов, могут явиться причиной разви­тия могучих эмоциональных процессов (заболевания сердца вызывают состояние депрессии и т. п.).

б) Теории эмоций вначале рассматривали эмоции как сознательное состояние, которое вызывает физические изменения и, таким образом, создают чувства (Вундт, Титченер).

Превратной становится теория Джеймса-Ланге. По этой теории, на­пример, эмоции страха или злости являются только первичной формой инстинктивного поведения и лишь вторично они становятся суммарным переживанием, возникшим в результате разнообразных соматических реакций: «Мы плачем не потому, что нам грустно, а мы грустим оттого, что плачем!» Или: если мы, например, встретим хищное животное, то восприятие его вызывает отвращение, ускорение дыхания, сердцеби­ение, и ощущения, вытекающие из этих физических изменений, соединя­ются с восприятием предмета или ситуации, создавая эмоциональное переживание.

Интересной была теория Кэннона-Барда, по которой сознательное переживание является скорее плодом импульса, исходящего из гипота­ламуса по направлению к стволу головного мозга, чем результатом об­ратных импульсов, исходящих из мышц.

В 1951 году была создана активизапионная теория эмоций (Лалл­елей), исходящая из работ об электрической активности мозга. Она утверждает, что кору головного мозга активирует разряд из гипотала­муса. Во сне кора спящего человека, приближается к нулевой степени ак­тивности. Мускулатура расслаблена и в центральную нервную систему поступает лишь незначительное количество обратных импульсов. Авто­номный отдел симпатикуса также является неактивным в это время.

Представим себе следующую ситуацию: прозвучит выстрел или подействует какой-нибудь иной сильный раздражитель: он вызывает ре­акцию гладкой мускулатуры и способствует притоку импульсов обрат­ной связи в центральную нервную систему. Но происходит и реакция ав­тономной системы с секрецией адреналина. Изменения в гладкой муску­латуре проводят импульсы и обратно, по всей вероятности, через рети­кулярную формацию ствола головного мозга. Конечной передаточной станцией является гипоталамус, который усиливает обратные импульсы и активирует кору. Человек просыпается, становится активным, воспри­имчивым, активизация растет, усиливается, и кульминационным пун­ктом этого процесса является организационный и дискриминационный процесс внимания.

Иногда активизация может стать настолько сильной, что поведение перестает быть адекватным импульсам, становится слепым и некоорди­нированным. Обратная связь и химические изменения стимулировали гипоталамус настолько сильно, что мозговой контроль был исключен.

По этим новым теориям активизация считается ядром влечений и эмоций. Так и Вебб в 1948 году формулировал мотивационную теорию эмоций. Эмоции и мотивация и филологически имеют общий корень «мот» – двигаться.

Уровень, степень активации и проблемы схематизации (схема эмо­ций) стали весьма существенными в современных теориях.

Эмоции – предыдущая | следующая – Эмоциональные состояния

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)