/     /  
Теория Александера

Теория Александера

Исходя из концепции Кэнона (1920), изучавшего вегетативно регулируе­мые механизмы адаптации в экстремальных ситуациях, физиологические про­цессы, сопровождающие «эмоциональные состояния», – это адаптивные из­менения, которые подготавливают организм для борьбы и бегства, это «пере­ход от мирной экономики к военной». В то время как в «мирной экономике» преобладают анаболические процессы, в «военной» доминируют катаболические. дающие возможность действовать мгновенно в экстремальной ситуации (Alexander, 1950). На основе этой концепции он сформулировал «общую ди­намическую формулу» генеза психосоматических заболеваний: «При вытес­нении определенных импульсов или торможении их адекватного выражения в межличностных отношениях развивается хроническое эмоциональное напря­жение, оказывающее постоянное влияние на определенные вегетативные фун­кции» (Alexander, 1954).

Он различает две формы невротических расстройств вегетативных фун­кций, ведущих к нарушению «гармонии между внешней ситуацией и внутрен­ними вегетативными процессами»:

1.  Торможение или вытеснение ставших автономными враждебных по­буждений, ведущее к мобилизации вегетативных процессов для последующей агрессии, притом, что никаких действий не происходит.

2.  «Вегетативное отступление», которым более широкая группа невроти­ков реагирует на возникающую необходимость концентрированных усилий, направленных на самосохранение.

В обоих случаях вместо взаимодействия с окружающим миром возника­ет аутопластическое изменение. Александер указывает на то, что это актуаль­но для невроза, который всегда заключается в «отступлении от действия, в подмене действия аутопластическими процессами».

Но в то время как при психоневрозах без соматических симптомов мо­торная деятельность заменяется психологической, при вегетоневрозах эмоци­ональное напряжение, связанное с подготовкой к невыполняемому действию, вызывает хронические внутренние вегетативные изменения. Александер дает этому прежде всего физиологическое объяснение. При чисто психическом за­болевании в ЦНС не нарушены функции контроля отношений с внешним ми­ром. При вегетативных неврозах, напротив, происходит расстройство разде­ления функций нервной системы, то есть наступает или хроническая гиперак­тивность симпатической нервной системы, приобретающая патогенность в силу отсутствия двигательного отреагирования, или парасимпатическое пере­возбуждение, ведущее к парадоксальным вегетативным реакциям организма на необходимость действовать. Так, например, больной с желудочно-кишеч­ной симптоматикой готовит себя «к питанию вместо борьбы» (Alexander, 1950).

Очевидно, что такая физиологически дескриптивная классификация еще не отвечает на психодинамические вопросы о психических причинах генеза симптомов и не помогает разъяснить, почему в каждом отдельном случае воз­никает психическая или органическая симптоматика. Александер сам подчер­кивает предварительный характер этого разделения. Все же на этой основе ему удалось создать классификацию психосоматических заболеваний.

Клинические картины эссенциальной гипертонии, сахарного диабета, ревматического артрита, тиреотоксикоза и группы цефалгий он объясняет по­стоянно поддерживаемой «вегетативной подготовкой к концентрированным усилиям». Клинические картины функциональных расстройств желудочно- кишечного тракта он объясняет «вегетативным отходом» от действия в силу необходимости «концентрированных усилий по самосохранению».

Его существенный вклад заключается, с моей точки зрения, в том, что он психодинамически исследует эмоциональные состояния, лежащие в основе органической патологии, развивая при этом концепцию «логики эмоций» (Alexander, 1934, 1935), оказавшуюся чрезвычайно плодотворной для пони­мания и изучения соматического языка. Александер нашел, что во всех психи­ческих процессах может наблюдаться взаимосвязь и противодействие психи­ческих тенденций, которые, вне зависимости от содержания психических процессов, могут различаться относительно их «фундаментального динамичес­кого качества» и «общего динамического направления».

В этом смысле он говорит о «векторном качестве» психических процес­сов, различая следующие три вектора (Alexander, 1935):

1.  стремление к поглощению;

2. стремление к выделению;

3.  стремление к удержанию.

Александер предполагает, что эти «векторы» в рамках объектных отно­шений могут становиться носителями как либидинозных, так и деструктив­ных импульсов, их полярность отражается в специфических «эмоциональных силлогизмах». Стремление к поглощению может, например, проявляться в потребности как что-то принять, так и что-то отнять. Стремление к выделе­нию может проявиться как в потребности что-то дать, так и в желании что-то агрессивно выбросить. Стремление к удержанию может означать стремление что-то сохранить у себя, чтобы выстраивать свое Я, но может означать и утаи­вание чего-то от других.

Александер (1935) считает, что эти векторы не только обозначают психо­динамические тенденции, но одновременно должны пониматься как основ­ные принципы всех биологических процессов.

Он утверждает: «Я убежден, что это динамическое равновесие между тремя векторами приема, удаления и удержания управляется биологически и представляет фундаментальную динамику биологического процесса жизни. Эмоциональные силлогизмы, подобные приведенным выше, являются отра­жением в сознании этой фундаментальной биологической динамики, которая может быть понята и описана как психологическими, так и биологическими терминами».

С помощью этой концепции Александер стремился, пользуясь вектор­ным анализом, определить «логику эмоций», лежащую в основе вегетатив­ного невроза, или специфическую форму их нарушений, поначалу пренеб­регая при этом связанными с эмоциями содержаниями представлений. Пло­дотворность этого подхода он смог проверить впервые на примере желу­дочно-кишечных расстройств (Alexander, 1934). Вместе со своими сотруд­никами он разработал широкую исследовательскую программу, целью ко­торой было изучение на основе «векторного анализа» специфической ди­намики конфликта, определяющей различные психосоматические заболе­вания, а также объективация психодинамическими формулами «эмоцио­нального силлогизма» отдельных вариантов симптоматического поведения (Alexander, 1943, 1968).

Эти усилия намного превосходили попытки Фландерса Данбара (1954) установить корреляцию между дескриптивными «личностными профилями» и специфическими клиническими картинами. Александер стремился устано­вить связь между специфическими бессознательными конфликтными ситуа­циями и отдельными формами вегетативного невроза.

Вегетативный невроз – предыдущая | следующая – Критика концепции Александера

Психосоматическая терапия. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)