/     /  
4.2. Научные основы восстановительного обучения

4.2. Научные основы восстановительного обучения

4.2. Научные основы восстановительного обучения Долгое время считалось, что пострадавшая психическая функция не восстанавливается, человек с нарушенными психическими процессами становится инвалидом. Такую позицию, имевшую место в свое время в неврологии и психологии, нередко можно встретить и в настоящее время. Этот укоренившийся на долгие годы взгляд о невозможности восстановления психических функций уходит своими корнями в историю длительной борьбы разных научных школ, по-разному решавших важнейшие вопросы психологии — строение психических функций, их локализации в головном мозге. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский писал, что решение проблемы о возможностях и путях восстановления психических функций во все времена было тесно связано с решением этих двух проблем, т. е. она находилась в зависимости от тех представлений в психологии, физиологии и неврологии о строении и распаде психических функций, об их мозговых механизмах, которые имели место в данный период развития науки. Таким образом, решение каждой из указанных трех важнейших проблем находилось в зависимости от решения других: — строение и нарушение психических функций, — локализация ВПФ в головном мозге, — возможности и пути их восстановления (Выготский, 1960). В период XIX и первой трети XX века восстановление психических функций, в том числе и речи при афазии, считалось невозможным. Такое фатальное представление о пол-ной невозможности восстановления ВПФ было связано с психоморфологической концепцией прямой локализации психических функций в узких участках, «центрах» коры головного мозга. Школа «узкого локализационизма» исходила из представлений ассоциационизма, которые господствовали в психологии того времени. Сторонники этой теории рассматривали психические функции либо как врожденные, неизменные по структуре «способности», либо как их ассоциации в комплексы, а мозг рассматривался ими в качестве агрегата отдельных «центров», в которых локализуются как простые, так и сложные ВПФ. Такие представления о психических функциях и их узкой локализации в определенных «мозговых центрах» и приводили к представлениям о полной невозможности восстановления ВПФ в случаях, когда очаговое поражение мозга целиком разрушает соответствующий «центр». Школа «узкого локализационизма» возникла на рубеже XVIII и XIX веков и просуществовала до первой четверти XX века. Идея о четкой дифференцированности коры мозга исходила из клинических наблюдений последствий локальных поражений мозга, а непосредственным толчком к развитию идей узкой локализации психических процессов послужили открытия известных исследователей— французского анатома А. Брока (1861) и немецкого психиатра К. Вернике (1872). Открытие факта возможной локализации ВПФ в ограниченных участках мозга положило начало «открытию» многих других так называемых «центров» психических функций. Были открыты «центры письма» (Экстр), «счета» (Геншен), «понятий» (Шарко, Бродбент) и т. д. Сторонники учения узкого локализационизма пытались показать, что все психические процессы есть результат работы не мозга в целом, а отдельных его участков, т. е. они исходили из позиций психоморфологизма, который соотносил психическую функцию непосредственно с каким-либо участком мозга. Однако эти взгляды противоречили тем фактам, которые неоднократно наблюдались в клинике мозговых поражений, а также экспериментальным данным физиологии высшей нервной деятельности. Данным нейрохирургии, неврологии, дефектологии и др. Это были факты, указывающие, с одной стороны, на то, что поражение узко ограниченного участка мозговой коры практически никогда не ведет к выпадению какой-либо одной изолированной психической функции, но всегда приводит к нарушению большой группы психических функций, образуя «синдром» нарушений. С другой стороны, клинические факты показывали, что одна и та же функция, например речь, может оказаться нарушенной при гораздо более широких поражениях мозга, чем это предполагалось раньше. Факты, противоречащие учению «узкого локализационизма», появлялись уже и во времена расцвета этого учения. Кризис психоморфологизма возник в результате бурного развития психологии, неврологии, физиологии и других областей знания. Поэтому на смену этому учению появилось новое, получившее название «антилокализационизма», поскольку его сторонники отрицали локализацию ВПФ в отдельных участках мозга. Представители этого нового учения о локализации психических функций считали, что элементарные психические процессы локализуются в ограниченных участках мозга (зрение, слух, чувствительность), сложные ВПФ являются результатом работы всего мозга в целом, все части которого рассматривались ими как эквипотенциальные (равноценные, неспецифические). Они считали в связи с теорией об эквипотенциально мозга, что нарушения психических функций и эффект восстановления зависят от массы, а не от локализации поражения мозга. Таким образом, проблема возможностей и путей восстановления ВПФ не лучшим образом была решена и сторонниками антилокализационизма, которые считали восстановление возможным лишь путем викариата, т. е. перемещения функции в другое полушарие. С момента появления человека на свет его психические процессы формируются под влиянием окружающего предметного мира и людей, с которыми он вступает в определенные отношения, овладевая при этом объективно существующим языком и речью сначала как средством общения, а позже и как средством познания. И это является второй особенностью современных представлений о высших психических функциях.

Проблемы нейропсихологической реабилитации больных с нарушением психических функций (продолжение) - предыдущая  | следующая -   4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

     

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)