тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

4.2. Научные основы восстановительного обучения

4.2. Научные основы восстановительного обучения

Долгое время считалось, что пострадавшая психическая функция не восстанавливается, человек с нарушенными психическими процессами становится инвалидом. Такую позицию, имевшую место в свое время в неврологии и психологии, нередко можно встретить и в настоящее время. Этот укоренившийся на долгие годы взгляд о невозможности восстановления психических функций уходит своими корнями в историю длительной борьбы разных научных школ, по-разному решавших важнейшие вопросы психологии — строение психических функций, их локализации в головном мозге.

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский писал, что решение проблемы о возможностях и путях восстановления психических функций во все времена было тесно связано с решением этих двух проблем, т. е. она находилась в зависимости от тех представлений в психологии, физиологии и неврологии о строении и распаде психических функций, об их мозговых механизмах, которые имели место в данный период развития науки. Таким образом, решение каждой из указанных трех важнейших проблем находилось в зависимости от решения других:

— строение и нарушение психических функций,

— локализация ВПФ в головном мозге,

— возможности и пути их восстановления (Выготский, 1960).

В период XIX и первой трети XX века восстановление психических функций, в том числе и речи при афазии, считалось невозможным. Такое фатальное представление о пол-ной невозможности восстановления ВПФ было связано с психоморфологической концепцией прямой локализации психических функций в узких участках, «центрах» коры головного мозга. Школа «узкого локализационизма» исходила из представлений ассоциационизма, которые господствовали в психологии того времени. Сторонники этой теории рассматривали психические функции либо как врожденные, неизменные по структуре «способности», либо как их ассоциации в комплексы, а мозг рассматривался ими в качестве агрегата отдельных «центров», в которых локализуются как простые, так и сложные ВПФ. Такие представления о психических функциях и их узкой локализации в определенных «мозговых центрах» и приводили к представлениям о полной невозможности восстановления ВПФ в случаях, когда очаговое поражение мозга целиком разрушает соответствующий «центр». Школа «узкого локализационизма» возникла на рубеже XVIII и XIX веков и просуществовала до первой четверти XX века. Идея о четкой дифференцированности коры мозга исходила из клинических наблюдений последствий локальных поражений мозга, а непосредственным толчком к развитию идей узкой локализации психических процессов послужили открытия известных исследователей— французского анатома А. Брока (1861) и немецкого психиатра К. Вернике (1872).

Открытие факта возможной локализации ВПФ в ограниченных участках мозга положило начало «открытию» многих других так называемых «центров» психических функций. Были открыты «центры письма» (Экстр), «счета» (Геншен), «понятий» (Шарко, Бродбент) и т. д. Сторонники учения узкого локализационизма пытались показать, что все психические процессы есть результат работы не мозга в целом, а отдельных его участков, т. е. они исходили из позиций психоморфологизма, который соотносил психическую функцию непосредственно с каким-либо участком мозга.

Однако эти взгляды противоречили тем фактам, которые неоднократно наблюдались в клинике мозговых поражений, а также экспериментальным данным физиологии высшей нервной деятельности. Данным нейрохирургии, неврологии, дефектологии и др. Это были факты, указывающие, с одной стороны, на то, что поражение узко ограниченного участка мозговой коры практически никогда не ведет к выпадению какой-либо одной изолированной психической функции, но всегда приводит к нарушению большой группы психических функций, образуя «синдром» нарушений. С другой стороны, клинические факты показывали, что одна и та же функция, например речь, может оказаться нарушенной при гораздо более широких поражениях мозга, чем это предполагалось раньше. Факты, противоречащие учению «узкого локализационизма», появлялись уже и во времена расцвета этого учения. Кризис психоморфологизма возник в результате бурного развития психологии, неврологии, физиологии и других областей знания. Поэтому на смену этому учению появилось новое, получившее название «антилокализационизма», поскольку его сторонники отрицали локализацию ВПФ в отдельных участках мозга.

Представители этого нового учения о локализации психических функций считали, что элементарные психические процессы локализуются в ограниченных участках мозга (зрение, слух, чувствительность), сложные ВПФ являются результатом работы всего мозга в целом, все части которого рассматривались ими как эквипотенциальные (равноценные, неспецифические). Они считали в связи с теорией об эквипотенциально мозга, что нарушения психических функций и эффект восстановления зависят от массы, а не от локализации поражения мозга. Таким образом, проблема возможностей и путей восстановления ВПФ не лучшим образом была решена и сторонниками антилокализационизма, которые считали восстановление возможным лишь путем викариата, т. е. перемещения функции в другое полушарие.

С момента появления человека на свет его психические процессы формируются под влиянием окружающего предметного мира и людей, с которыми он вступает в определенные отношения, овладевая при этом объективно существующим языком и речью сначала как средством общения, а позже и как средством познания. И это является второй особенностью современных представлений о высших психических функциях.

Проблемы нейропсихологической реабилитации больных с нарушением психических функций (продолжение) – предыдущая  | следующая –   4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.