Яндекс.Метрика

4.2. Научные основы восстановительного обучения

Далее, все сложные формы психической деятельности — произвольное внимание и логическая память, смысловое восприятие и отвлеченное мышление и др. — являются результатом усвоения общественно сформированных видов деятельности и имеют опосредованное строение, в котором решающая роль принадлежит речи, она переводит строение и осуществление ВПФ на новый й более высокий уровень. Слово может замещать предметы и явления в их отсутствие, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Это — третья особенность высших психических функций.

Четвертой особенностью является их системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение, опирающееся на функциональную мозговую систему — образование, способное к пластичному изменению (Анохин, 1940, 1947, 1968; Леонтьев, 1961, 1962; Лурия, 1962, 1969; и др.). Таким образом, психическая функция в настоящее время рассматривается как общественно-историческое образование по происхождению, опосредованное по строению и произвольное и саморегулирующееся по протеканию.

Психофизиологической основой психических функций является функциональная система. Учение о функциональных системах также легло в основу научных представлений о путях и возможностях восстановления ВПФ. Это учение возникло в поисках единицы работы мозга.

Принципиальный пересмотр этой негативной позиции в решении вопроса о восстановлении ВПФ был проделан советскими психологами в содружестве с физиологами, неврологами, дефектологами и др. в период Великой Отечественной войны, когда десятки и сотни тысяч бойцов с черепно-мозговыми ранениями нуждались не только в лечении, но и в восстановлении нарушенных ранением таких психиг ческих функций, как речь, счет, конструктивная деятельность и др. Советские исследователи впервые подошли к практике восстановления ВПФ с принципиально иных научных позиций, ими был разработан новый путь восстановления психических функций — путь перестройки функциональных систем методом переобучения больных. Этот путь кардинально отличался от других существовавших ранее путей восстановления ВПФ успехами, отмечавшимися тогда в различных областях знания — в психологии, неврологии, физиологии, дефектологии, морфологии мозга и т. д. Создание советскими психологами, физиологами и дефектологами нового пути восстановления ВПФ и стало возможным лишь на основе коренного пересмотра основных теоретических и методологических позиций в этих областях знания, который произвел принципиальные сдвиги как в учении о строении и законах нарушения ВПФ, так и в представлениях об их связях с головным мозгом, что и стало научной основой их восстановления. Чтобы понять пути и возможности восстановления ВПФ, необходимо кратко остановиться на современных представлениях в психологии и нейропсихологии о возникновении, строении и распаде ВПФ, их локализации в головном мозге, их особенностях.

Первой особенностью ВПФ является их общественно-историческое происхождение. Советская психология убедительно показала, что они формируются прижизненно путем усвоения социального опыта и что это усвоение является особой формой психического развития, свойственного только человеку (Выготский, 1956, 1960; Гальперин, 1957, 1959; Запорожец, 1960; Смирнов, 1960 и др.).

С момента появления человека на свет его психические процессы формируются под влиянием окружающего предметного мира и людей, с которыми он вступает в определенные отношения, овладевая при этом объективно существующим языком и речью сначала как средством общения, а позже и как средством познания. И это является второй особенностью современных представлений о высших психических функциях.

Далее, все сложные формы психической деятельности — произвольное внимание и логическая память, смысловое восприятие и отвлеченное мышление и др. — являются результатом усвоения общественно сформированных видов деятельности и имеют опосредованное строение, в котором решающая роль принадлежит речи, она переводит строение и осуществление ВПФ на новый и более высокий уровень. Слово может замещать предметы и явления в их отсутствие, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Это — третья особенность высших психических функций.

Четвертой особенностью является их системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение, опирающееся на функциональную мозговую систему — образование, способное к пластичному изменению (Анохин, 1940, 1947, 1968; Леонтьев, 1961, 1962; Лурия, 1962, 1969; и др.). Таким образом, психическая функция в настоящее время рассматривается как общественно-историческое образование по происхождению, опосредованное по строению и произвольное и саморегулирующееся по протеканию.

Психофизиологической основой психических функций является функциональная система. Учение о функциональных системах также легло в основу научных представлений о путях и возможностях восстановления ВПФ. Это учение возникло в поисках единицы работы мозга и психофизиологической основы ВПФ, А. Р. Лурия писал, что функциональные системы «не появляются в готовом виде к рождению ребенка… и не созревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка… и являются материальным субстратом психических функций» (Лурия, 1969. С. 34). А. Р. Лурия писал также, что общественные формы жизни заставляют мозг работать по-новому, и это приводит к возникновению качественно новых функциональных систем (Лурия, 1977). Эти представления о функциональных системах, а также учение А. Н. Леонтьева «о функциональных органах», формирующихся при жизни человека в процессе предметной деятельности и общения с окружающими, и легли в теоретическую основу путей и возможностей восстановления ВПФ.

4.2. научные основы восстановительного обучения – предыдущая  | следующая –  4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.