Яндекс.Метрика

4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

Общая идея о функциональных объединениях в центральной нервной системе, высказанная впервые А. А. Ухтомским и И. П. Павловым, получила дальнейшее развитие в трудах крупнейших советских физиологов П. К. Анохина, Э. А. Асратяна и др. и психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и др. (Анохин, 1963; Асратян, 1947; Выготский, 1956, 1960; Леонтьев, 1972; Лурия, 1969). В исследованиях П. К. Анохина было пересмотрено понятие, обозначаемое термином «функция».

Понятие «функция» должно употребляться в двух значениях: 1) функция как отправление соответствующей ткани или органа (функция слюнных желез — выделение секрета, опорная функция кости, секреторная функция гипофиза и т. д.) и 2) функция как сложная приспособительная деятельность субъекта, иначе говоря, выполнение какой-либо задачи, стоящей перед субъектом. В этом смысле можно говорить о речи, выполняющей функцию коммуникации, о функциях письма и чтения, выполняющих задачу обмена опытом путем использования знаков, и т. д.

Такие функции представляют собой сложные формы деятельности человека, для которых характерно выполнение инвариантной (постоянной) задачи вариативными средствами, они являются функциональными системами. Функциональная система представляет собой избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований, часто территориально расположенных в различных частях центральной нервной системы и рабочей периферии, однако всегда объединенных функционально, т. е. на основе выполнения одной задачи или получения конечного приспособительного эффекта. П. К. Анохин писал, что «…функциональная система является избирательным интегративным образованием целого организма, подлинной единицей интеграции» (Анохин, 1963. С. 194).

Функциональная система имеет ряд характеристик, указывающих на ее природу, структуру и способы работы:

а) она представляет собой прежде всего рабочую констелляцию, союз отдельных участков головного мозга,

— которые территориально независимы;

— объединены на основе выполнения общей инвариантной задачи (функции), которая может выполняться вариативными средствами;

б) каждый участок мозга выполняет свою, достаточно специфическую роль, однако функциональная система не проявляет своей составной природы благодаря целостному функционированию. Разнородный анатомический и физиологический состав обнаруживается лишь при распаде функциональной системы, возникающем при локальных поражениях мозга;

в) каждая функциональная система полирецепторна, т. е. она обладает определенным набором афферентных сигналов, идущих с разных участков мозга, с разных анализаторных систем (Анохин, 1963).

Различные афферентные сигналы образуют афферентное поле, обеспечивающее нормальную работу всей функциональной системы. Афферентное поле закладывается в онтогенезе, и его развитие идет по пути сужения афферентаций, выделения «ведущей» афферентаций и ухода остальных в «резервный фонд». Они, сыграв свою роль в формировании функции, не исчезают, но переходят в латентное состояние. При любом отклонении от конечного результата «резервные» афферентации снова вступают в работу. Приведем пример. Письмо издавна представлялось сложным двигательным актом и наивно локализовалось в средних отделах премоторной зоны левого полушария (так называемый «центр Экснера»). Однако сегодня в психологии хорошо известно о сложной многозвенной психологической структуре письма, состоящей, по крайней мере, из трех звеньев: звукоразличения, перешифровки звуков в буквы, перешифровки букв в системы движений.

Психофизиологической основой этого сложного психического процесса является совместная работа речедвигательного, слухового, оптико-пространственного и двигательного анализаторов. Таким образом, афферентации идут с нижнетеменных, височных, затылочных и заднелобных отделов мозга. У взрослого человека остается лишь одна — ведущая — афферентация: слуходвигательная. Функциональные системы не появляются в готовом виде, они формируются у человека в процессе жизни, путем предметной деятельности и общения с окружающими людьми. Эти идеи о психических функциях как функциональных системах, о «ведущих» и «резервных» афферентациях, о полиафферентном составе функциональной системы, ее прижизненном формировании, пластичности легли в основу теоретических принципов восстановительного обучения и делают понятной возможность восстановления ВПФ путем их перестройки. Именно на основе этих представлений и строится определенная система нейропсихологических методов, направленная на эту перестройку. Таким образом, новые представления о ВПФ, имеющих сложное системное строение, психофизиологической основой которых является функциональная система, послужили основой и для создания нового учения об их локализации. Стало ясно, что ВПФ, представляющие собой функциональную систему, не могут быть локализованы в неких «мозговых центрах».

4.2. Научные основы восстановительного обучения – предыдущая  | следующая –   4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.