4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

И. П. Павловым и А. А. Ухтомским был сформулирован принцип динамической локализации психических функций в головном мозге. Этот принцип предусматривает не фиксированные «мозговые центры», а «динамические системы», элементы которых не теряют своей специфичности. Учение о системной и динамической локализации получило развитие в трудах советских ученых — неврологов, физиологов, психологов (Давиденков, Филимонов, Гращенков, Анохин, Асратян, Выготский, Леонтьев, Лурия и др.). Это учение предполагает, что ВПФ осуществляются системами совместно работающих, но функционально высокодифференцированных зон коры мозга. Каждая ВПФ осуществляется той системой зон мозга, участие которых реализует ее психологическую структуру. Приведем пример. Известно, что для осуществления функции понимания речи необходимы: 1) выделение звуков (фонем) из речевого потока; 2) удержание звуков и слов в оперативной памяти; -3) перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения. Чтобы были поняты смысл высказывания, его подтекст и мотивы, необходим другой (психологический) уровень организации процесса понимания и другие средства (интонация, модуляции голоса). Естественно, что такой сложный процесс не может быть локализован в одном узком «центре», участке мозга; но он может быть размещен в ряде участков мозга — височных, обеспечивающих акустический анализ речи и удержание информации, нижнетеменных — обеспечивающих кинестетический анализ звуков, височно-теменно-затылочных — обеспечивающих анализ грамматических конструкций, лобных — обеспечивающих активность, регуляцию и контроль протекания процесса. Совместная работа акустического, кинестетического и пространственного ана-лизаторов, расположенных в этих мозговых участках, и обеспечит реализацию функции понимания речи.

Что значит «динамическая» локализация? Это значит, что рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или другую психическую функцию, могут меняться по мере ее формирования, т. е. меняется структура по мере развития функции и меняются ее взаимоотношения с другими психическими процессами, а следовательно, ее локализация меняется и резко отличается у ребенка и взрослого. Локализация функции меняется и с ее нарушением при очаговых поражениях мозга, которые нарушают целостность функциональной системы, и при восстановительном обучении (а иногда и при спонтанных перестройках). Понятие «системная локализация» указывает на то, что функция локализуется как система. Можно говорить об узкой локализации отдельных ее элементов, а в целом та или иная психическая функция обеспечивается работой рабочего объединения ряда зон мозга. Такое представление о системной локализации ВПФ определяет и подход к анализу их нарушений, а также возможности и пути восстановления.

Восстановление психических функций стало рассматриваться возможным. Необходим был поиск путей и методов восстановления.

На основе новых представлений в психологии, неврологии и физиологии А. Р. Лурией был разработан системный подход к анализу нарушений ВПФ, требующий квалификации дефекта, а не его описания, т. е. выделения «фактора», механизма, лежащего в основе нарушения психической функции. Этот подход является важнейшей чертой современных представлений об органических нарушениях ВПФ.

Концептуальный аппарат нейропсихологии, разработанный А. Р. Лурией и его сотрудниками, позволил выделить и объяснить некоторые закономерности нарушения ВПФ, а также возможности и пути их восстановления. Нейропсихология показала, что:

1. При органических поражениях мозга ВПФ не распадаются, а наступает их дезинтеграция.

2. Однако выпадает тот или иной психофизиологический фактор (кинестетический, акустический, соматопространственный, пространственный и т. д.), в результате чего выпадает то или иное звено из психологической структуры функции (звено звукоразличения, звено создания моторной программы речи, звено оперативной памяти, звено пространственного восприятия и т. д.). Эта идея известного английского невролога XIX века X. Джексона о дезинтеграции психических функций получила, наконец, свое подтверждение и дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурии и его научной школы.

3. Выпадение того или иного фактора ведет к системному нарушению всей функции целиком.

4. Нейропсихология показала также, что при поражении одного какого-либо участка мозга могут оказаться нарушенными не одна, а несколько психических функций (например, поражение нижнетеменных отделов коры левого полушария ведет к нарушению устной экспрессивной речи — спонтанной, повторной, номинативной; понимания речи; письменной речи — чтения, письма; счета).

5. С другой стороны, одна и та же функция может оказаться нарушенной при поражении нескольких различных участков мозга (например, понимание речи нарушается при поражении и заднелобных, и теменных, и височных отделов коры левого полушария мозга). Но всякий раз нарушение одной и той же функции будет отличаться по механизму, синдрому и психологической структуре дефекта.

6. Все это дает возможность понять важнейшее положение в нейропсихологии о том, что локализация очага поражения мозга не совпадает с локализацией симптома (или функции). Таким образом, в исследованиях А. Р. Лурии и его сотрудников было показано, что ВПФ могут нарушаться при поражении любых звеньев этого динамического комплекса, но каждое из этих нарушений будет иметь специфику, зависящую от того, какое звено в системе нарушено. Кроме того, было показано, что очаговое поражение мозга, разрушая лишь одно звено целой функциональной системы, приведет к ее системному нарушению, но оно никогда не приведет к выпадению всей функции в целом. Это значит, что нарушенная психическая функция может быть восстановлена на основе сохранных звеньев функциональной системы и включения новых. Таким образом, нарушение ВПФ перестало казаться фатальным и необратимым, а их восстановление стало рассматриваться возможным.

4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение) – предыдущая  | следующая –   4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.