/     /  
Глава 2. Роль преморбидно-личностных особенностей в формировании соматонозогнозий

Глава 2. Роль преморбидно-личностных особенностей в формировании соматонозогнозий

Существенную, часто определяющую роль в становлении соматогнозий, играет личность с присущими ей особенностями. Вряд ли вызывает в настоящее время сомнение тот факт, что личностные особенности влияя на течение соматического заболевания, в известной мере способствуют или препятствуют выздоровлению.

Понятие личности как системы многогранно. Марксистско-ленинское понимание личности заключается в системно-структурном подходе. Исходя из него, лич­ность рассматривается как целостное образование, включающее в себя отдельные структуры-уровни, кото­рые между собой объединены определенными связями соподчиненности и взаимозависимости [Рубин­штейн С. Л., 1959; Ковалев А. Г., 1970, Петровский А. В.; Платонов К. К., 1971, 1972, 1977 и др.]. От­ношение личности к болезни должно рассматриваться на конкретно-личностном и витальном уровнях [Ле­бединский М. С., Мясищев В. Н., 1966]. Следовательно, изучение соматонозогнозий включает исследование характера влияния на ее формирование биологической, психологической и социальной структур (уровней) лич­ности. Поэтому при соматических заболеваниях следует анализировать опосредующую роль психических про­цессов, свойств, состояний, иерархию потребностей и мотивов, отношения больного к восприятию импульсов, поступающих из внутренней и внешней среды.

Биологический уровень личности (тип высшей нерв­ной деятельности) ответствен за физиологическую основу реагирования на болезнь и имеет количественную характеристику: силу, подвижность, уравновешенность.

Он обеспечивает тонус и динамику психических элементов [Платонов К. К, 1972, 1977]. Биологическая струк­тура личности придает типичность количественной стороне реагирования на заболевание, определяя скор­ость формирования личностной реакции на болезнь, силу ее выраженности и степень устойчивости. Она, по существу, составляет сенсологический этап.

Психологическая структура (уровень) личности — это психические процессы, свойства, состояния в их взаимодействии [Мясищев В. Н., 1966; Ковалев А. Г., 1970; Платонов К. К., 1972, 1977], которые выполняют отражательную (содержательную) функцию в отноше­нии к соматическому заболеванию — оценочный этап соматонозогнозий. Так, психические процессы отража­ют болезнь через познавательные, эмоциональные и волевые проявления. Они выступают первичным регуля­тором поведения больного человека. Качественно-коли­чественный уровень реагирования на болезнь, отноше­ние к ней, типичные для данного человека, зависят и от психических свойств. К ним относят склонности, взгляды, способности, характер и др. Характер — это прису­щее данной личности сочетание существенных психиче­ских особенностей (черт), определяющих своеобразие поведения и отношения к окружающему, своему здо­ровью и болезни. Психические состояния относятся к устойчивым явлениям психической деятельности, они влияют на течение и результаты психических процессов, которые протекают на их фоне и могут активизировать или тормозить деятельность личности. Психические со­стояния становятся характерными в типичных ситуа­циях (например при болезни). Будучи разнообразными и находясь в зависимости от личностных свойств (пси­хических процессов), они выражаются в бодрости или угнетенности, радости, восторге или унылости и т.д.

Социальный уровень выполняет роль связи личности с окружающим, с обществом. Он определяет иерархию потребностей, интересов, мотивов, установок, систему переживаний, характеризующуюся в конечном счете системой отношений личности [Мясищев В. Н., 1966, 1968; Иванов Н. В., 1970; Платонов К. К., 1972, 1977]. Индивидуальная социализация — это суть формирова­ния внутреннего мира, в котором выражается отношение к тому, что человек делает и что делается с ним. Про­исходит становление, выработка взглядов, мировоззре­ния, благодаря которому личность организует свое поведение по отношению к объективной действитель­ности и к самой себе. Следовательно, социально-психологический уровень оказывает влияние на формиро­вание отношения больного к болезни.

Следует подчеркнуть, что формирование личности, всех ее взаимосвязанных уровней происходит через внутренний и внешний мир как по «горизонтали» (в порядке хронологического становления и выявления), так и «по вертикали» (т. е. от элементарных наследственно определенных свойств темперамента до доминирующих мотиваций и ценностных ориентации, приобретенных в ходе индивидуальной социализации). Личность как система отношений субъекта к миру и самому себе — это целостная иерархия «значимых» для него психологических установок, которая определяет своеобразие внутреннего мира и поведения.

Отношение к заболеванию – предыдущая | следующая – Акцентуированные личности

Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)