Существенную, часто определяющую роль в становлении соматогнозий, играет личность с присущими ей особенностями. Вряд ли вызывает в настоящее время сомнение тот факт, что личностные особенности влияя на течение соматического заболевания, в известной мере способствуют или препятствуют выздоровлению.
Понятие личности как системы многогранно. Марксистско-ленинское понимание личности заключается в системно-структурном подходе. Исходя из него, личность рассматривается как целостное образование, включающее в себя отдельные структуры-уровни, которые между собой объединены определенными связями соподчиненности и взаимозависимости [Рубинштейн С. Л., 1959; Ковалев А. Г., 1970, Петровский А. В.; Платонов К. К., 1971, 1972, 1977 и др.]. Отношение личности к болезни должно рассматриваться на конкретно-личностном и витальном уровнях [Лебединский М. С., Мясищев В. Н., 1966]. Следовательно, изучение соматонозогнозий включает исследование характера влияния на ее формирование биологической, психологической и социальной структур (уровней) личности. Поэтому при соматических заболеваниях следует анализировать опосредующую роль психических процессов, свойств, состояний, иерархию потребностей и мотивов, отношения больного к восприятию импульсов, поступающих из внутренней и внешней среды.
Биологический уровень личности (тип высшей нервной деятельности) ответствен за физиологическую основу реагирования на болезнь и имеет количественную характеристику: силу, подвижность, уравновешенность.
Он обеспечивает тонус и динамику психических элементов [Платонов К. К, 1972, 1977]. Биологическая структура личности придает типичность количественной стороне реагирования на заболевание, определяя скоhость формирования личностной реакции на болезнь, силу ее выраженности и степень устойчивости. Она, по существу, составляет сенсологический этап.
Психологическая структура (уровень) личности — это психические процессы, свойства, состояния в их взаимодействии [Мясищев В. Н., 1966; Ковалев А. Г., 1970; Платонов К. К., 1972, 1977], которые выполняют отражательную (содержательную) функцию в отношении к соматическому заболеванию — оценочный этап соматонозогнозий. Так, психические процессы отражают болезнь через познавательные, эмоциональные и волевые проявления. Они выступают первичным регулятором поведения больного человека. Качественно-количественный уровень реагирования на болезнь, отношение к ней, типичные для данного человека, зависят и от психических свойств. К ним относят склонности, взгляды, способности, характер и др. Характер — это присущее данной личности сочетание существенных психических особенностей (черт), определяющих своеобразие поведения и отношения к окружающему, своему здоровью и болезни. Психические состояния относятся к устойчивым явлениям психической деятельности, они влияют на течение и результаты психических процессов, которые протекают на их фоне и могут активизировать или тормозить деятельность личности. Психические состояния становятся характерными в типичных ситуациях (например при болезни). Будучи разнообразными и находясь в зависимости от личностных свойств (психических процессов), они выражаются в бодрости или угнетенности, радости, восторге или унылости и т.д.
Социальный уровень выполняет роль связи личности с окружающим, с обществом. Он определяет иерархию потребностей, интересов, мотивов, установок, систему переживаний, характеризующуюся в конечном счете системой отношений личности [Мясищев В. Н., 1966, 1968; Иванов Н. В., 1970; Платонов К. К., 1972, 1977]. Индивидуальная социализация — это суть формирования внутреннего мира, в котором выражается отношение к тому, что человек делает и что делается с ним. Происходит становление, выработка взглядов, мировоззрения, благодаря которому личность организует свое поведение по отношению к объективной действительности и к самой себе. Следовательно, социально-психологический уровень оказывает влияние на формирование отношения больного к болезни.
Следует подчеркнуть, что формирование личности, всех ее взаимосвязанных уровней происходит через внутренний и внешний мир как по «горизонтали» (в порядке хронологического становления и выявления), так и «по вертикали» (т. е. от элементарных наследственно определенных свойств темперамента до доминирующих мотиваций и ценностных ориентации, приобретенных в ходе индивидуальной социализации). Личность как система отношений субъекта к миру и самому себе — это целостная иерархия «значимых» для него психологических установок, которая определяет своеобразие внутреннего мира и поведения.
отношение к заболеванию – предыдущая | следующая – акцентуированные личности
Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Содержание