Стоматология
Вопросы психологии в стоматологической практике разработали совместно Срп и Коминек (218). В стоматологии на первом месте стоит перенесение боли, которая обычно и приводит больного к врачу. Здесь возникает порочный круг: страх перед болью приводит к тому, что не лечат небольшие кариозные процессы, а процессы, вызывающие боль, как правило, требуют более обширных и болезненных вмешательств. При оказании помощи стоматолог обычно считается с тем, что чувствительность к боли различна в разных возрастных категориях; этому способствует также и ретракция пульпы, наступающая с возрастом. Но надо учитывать, что существуют и индивидуальные различия в чувствительности к боли, вызванные либо врожденными, либо приобретенными причинами (см. главу о преморбидной личности и переживании болезни). Сверхчувствительных больных, у которых не удается уменьшить боль при обычных методах лечения, необходимо лечить постепенно, принимать их повторно и использовать все доступные средства для уменьшения болезненности. Если уж врач должен причинить боль, то он обязан действовать быстро, без колебаний, так как неуверенность замедляет манипуляцию, понижает ее качество и тем самым причиняет вред больному. Уместно показать больному, что врач понимает и в полной мере оценивает его боль, но не следует выражать больному чрезмерного сочувствия, когда врач, оказывающий помощь, собственно сам и причиняет эту боль.
Страх больного перед лечением и боязнь боли в значительной мере осложняют работу стоматолога. Поэтому в некоторых случаях оказывается необходимой совместная работа стоматолога с психотерапевтом и с психиатром. Боль и страх могут уменьшить как психотерапия, так и некоторые психофармакологические средства, как, например, антидепрессивные препараты (анксиолитические лекарственные вещества).
Значительное психическое напряжение у большого количества лиц вызывает экстракция зубов и подготовка к ней. Опытный стоматолог иногда может произвести экстракцию так ловко, что больной, приготовившийся к большому мучению, бывает очень удивлен. Не следует показывать больному окровавленный извлеченный зуб, зажатый в щипцах, так как при этом создаются напрасные отрицательные ассоциации для будущего. Перед экстракцией или в процессе ее у некоторых больных наблюдается абнормальная реакция страха или приступ истерического типа. Подавляемый истерический приступ необходимо с уверенностью отличить от коллапса и от слабого эпилептического приступа; инструкцию об этом можно найти в руководствах по психиатрии и неврологии. При оказании помощи больному целесообразно, если врач-стоматолог передает сестре свои требования жестами, чтобы избежать применения неприятно действующих на больного технических терминов, например: «нижнечелюстные щипцы!».
Зубные протезы больные требуют по разным причинам: чаще всего – это стремление к улучшению функции челюстей, а также очень часто имеет место и эстетическая мотивировка, особенно у женщин. Большие психические проблемы возникают при снимающихся протезах, которые непрерывно напоминают больному о его возрасте, о связи его состояния с возрастом и о других обстоятельствах. Тотальные протезы изменяют выражение лица, поэтому больной не всегда будет доволен протезом, даже если в функциональном отношении он бывает хорошим. Для обозначения привыкания больного к протезу, прижился термин «психическая инкорпорация протеза». Наиболее выраженным доказательством совершенной инкорпорации протеза считается тот факт, когда больной ищет свои зубы и находит их, наконец, у себя во рту. Человек, стесняющийся своего протеза, иногда изолируется от общества, избегает знакомых и друзей. Зубы символически имеют значение агрессивности (выражение «иметь на кого-нибудь зуб»), успеха в обществе и в эротике; отсюда депрессия и чувство собственной неполноценности при их дефектах.
Дети с аномалиями зубов страдают нарушениями речи и могут отличаться от других внешним видом и выражением лица – выглядят «глупыми». Они страдают от насмешек окружающих и реагируют на них различным способом: у них проявляется чувство собственной неполноценности или агрессивность, иногда они берут на себя роль «клоуна в классе». Для того, чтобы компенсировать ребенку эти затруднения в детском коллективе и в школе, родители иногда чрезмерно захваливают и переоценивают способности и талантливость своего ребенка, что в будущем может привести к разочарованию.
Психологический фактор связан также с причинами кариеса зубов и его осложнениями. Кариес зубов чаще встречается в тех странах, где имеется высокое потребление сахара и сладостей. Решающее значение принадлежит способу питания детей, а последний зависит главным образом от родителей, от того, в какой мере они разрешают детям есть сладости, особенно вечером перед сном. Родители, бабушки и дедушки бывают в этом отношении непринципиальными, даже если они и знают все о правильном питании ребенка. Здесь действует мотивировка: «дать ребенку то, чего не могли себе разрешить мы», стремление удержать этим симпатии детей. Иногда также этим стараются подавить угрызения совести, вызываннме тем, что мало уделяют внимания детям. У некоторых детей и у взрослых сладости становятся компенсатором успокоения при личных неприятностях, неудачах и при недостатке цели и смысла в жизни. Об этих обстоятельствах следует помнить для того, чтобы при санитарном просвещении, направленном на правильное питание, мы отдавали бы себе отчет в ограниченном воздействии исключительно разумных и «научных» аргументов.
При гингивите иногда отмечаются депрессии и апатия при неосторожном сообщении о прогнозе этого хронического заболевания. При воспалении слизистой оболочки полости рта и языка иногда развивается канцерофобия, как и при лейкоплакиях, бывает также запах изо рта.
Среда, где происходит оказание стоматологической помощи. Комната ожидания должна иметь приятный, как можно менее больничный характер, должна быть снабжена журналами. Плакаты на санитарно- просветительные темы не пользуются вниманием больных, находящихся в комнате ожидания и испытывающих страх и напряженность. В кабинете врача уместно как можно больше ограничить специфические стоматологические элементы, такие, как например, белая окраска, «выставка инструментов», с которыми больной связывает ряд возможных переживаний. Неприятное действие оказывает и ряд кресел, поставленных близко друг от друга – это напоминает конвейер.
недомогание – предыдущая | следующая – психическая гигиена