/     /  
Способность обучения у животных

Способность обучения у животных

Схема условного рефлекса

Различия в уровне развития отдельных областей головного мозга и органов чувств можно объяснить их историей развития в различной жизненной среде. Параллельно с морфологическим и функциональным совершенствованием и ростом центральной нервной системы филогене­тически развивается и психическая деятельность именно таким образом, как мы только что упомянули.

Все жизненные процессы организма являются регуля­ционными и их задачей является адаптация организма к жиз­ненной среде. Организм животного и человека является само­регулирующей и самосовершенствующей системой (Павлов) с тенденцией к самосохранению (вместе с сохранением рода) и к саморазвитию.

Если же появляется какой-либо слишком необычный или необыкно­венный раздражитель и регуляторные и адаптационные механизмы ока­зываются несостоятельными, то следствием этого будут хаотические, неадекватные реакции организма, результатом которых явится повреждение организма и даже его смерть. В одних случаях один тип регуляции может быть замещен другим типом (репарационная и компенсаторная регуляция), но в других случаях такое замещение оказывается невозможным (например, центральная регуляция дыхания)

Общей реактивной основой всех организмов, обладающих нервной системой, является реакция в форме рефлекторной дуги (что представляет собой проведение нервного сигнала с рецептора по нервному пути на эффектор).

И животное, и человек если обожгутся – «отшагнутся». Функционирует защитный рефлекс. Чем совершеннее нервная система, тем больше возможности и способности к обучению, к адаптации на новые раздражители, и ситуация становится более утонченной и более сложной. У человека очень высокая степень приспособляемости и изменчивости поведения, которые обусловлены, с одной стороны, созидательной деятельностью мозга, а с другой стороны, общественной историей человека сохраняющей, как нам уже известно, опыт с помощью речи Л. Эддингер в течение 4х лет наблюдал за ребенком, у которого была по необходимости устранена кора головного мозга. Ребенок был слепым и глухим и его поведение (он кричал и двигал руками) было только рефлекторным.

Известны эксперименты Бергера, который одной половине щенят из одного помета зашивал глаза, а другой половине – не зашивал Через несколько месяцев он микроскопически иследовал головной мозг всех этих щенят. Оказалось, что нервные клетки в зрительном центре коры полушарий головного мозга были не развиты. Такое же недоразвитие клеток отчетливо наблюдается и в случае умственной отсталости, например, у идиота, неспособного к ориентации и лишь отчасти способного передвигаться, не умевшего говорить, головной мозг весил 430 граммов и был лишен борозд и извилин.

И наоборот, нельзя о способностях или о гениальности человека cvдить на основании веса мозга или по развитию борозд и извилин.. Мозг Тургенева весил 2012 г., мозг Павлова 1654г., а мозг Анатоля Франса только 1017 г., т. е. значительно меньше среднего веса, Сложность микроскопического строения, кровоснабжение, влияние химичкой структуры и в первую очередь также условия жизни, которые развивают или подавляют способности и дарования человека, являются дальнейшими существенными факторами.

Нервная система – предыдущая | следующая – Психическая жизнь

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)