Мы не можем удовлетвориться только этим констатированием. В связи с тем, что коллективная групповая психотерапия на этапе социоцентрической направленности медицины приобретает все большее значение, и особенно в психиатрии, совершенно отчетливо, хотя и не совсем по праву, она стала преобладать над другими формами психотерапии, необходимо остановиться на некоторых формах групповой психотерапии.
Терапевтическая группа (ТС — The Therapeutic Community), лечебная группа (ЛГ – см. особенно работы Джонеса, Кларка, Шиндлера и других авторов, в ЧССР этой проблемой занимались Мразек, Кратохвил, Скала, Боухал, Конечный и др., которые могли использовать старый опыт из г. Гютерсло-Симон, Сивадон) представляет собой особую форму групповой психотерапии. Она исходит в сущности из того определения, что все время, которое больной проводит в больнице, должно иметь лечебное значение. Этого можно добиться при помощи специфической социальной организации. Поскольку в сущности речь идет об административном мероприятии, то один из ведущих представителей ТС – Д. М. Кларк – назвал свою первую работу „Administrative Therapy” (1960), и только в следующей работе („The Therapeutic Community-Concept, Practice, Future”) понимает ее как специфический лечебный метод в небольших группах в рамках общей (административной) ТС.
Лечебное сообщество должно как можно интенсивнее включить пациентов в сотрудничество по управлению отделением и эффективному лечению и предупреждать опасность появления госпитализма. Оно должно предоставить больному роль ответственного члена группы; больницу рассматривают как коммуну, сообщество больных и медицинских работников. Центром ТС бывает общее собрание больных с персоналом, со свободным обменом мнений, касающихся жизни и проблем отделения, после которого проводится собрание персонала. На нем оцениваются импульсы и из них реализуются те, которые можно реализовать. Традиционный врачебный обход не производится.
Опасность формализма здесь очевидна, и она появляется особенно там, где отношение медицинского персонала к ТС бывает чисто формальным, и где ТС проводится только потому, чтобы одно отделение не отстало от другого.
Сообщество может оказаться неэффективным, может произойти или (Плежер 1972) дегенерация сообщества (целая группа попадает под влияние оппозиционной группы), или возникает дисциплинарное сообщество, в котором управляет персонал, запугивающий больных. Вместо сообщества так в сущности создается террор, который – в обоих случаях – может только повредить лечению, а во многих случаях сделать его невозможным. Этим смысл сообщества изменяется в его прямую противоположность. О «терапевтической культуре», где отделение управляется демократически и направлено к тому, чтобы больные взаимно по отношению друг к другу брали на себя и осуществляли терапевтическую ответственность, не может быть и речи.
Существует целый ряд концепций групповой психотерапии, но они уже являются предметом специального исследования. Приведем лишь только для иллюстрации:
Кабанов включает групповую психотерапию в широкую концепцию реабилитации. Он видит в ней наиболее адекватный метод реабилитации невротических и психотических больных.
Карвасарский (в связи с концепцией патогенетической психотерапии Мясищева) предполагает, что групповая терапия должна развивать такие формы, которые обновили бы нарушенную систему отношений и вели бы к перестройке личности путем воздействия на все основные компоненты отношений: познавательные, эмоциональные и действенные. Все это может с успехом осуществляться в терапевтической группе деятельность которой ориентируется на использование закономерностей групповой динамики и на максимальное стимулирование активности каждого участника. Речь идет о познании роли собственных особенностей личности при развитии интерперсональных конфликтов, а тем самым и невротических симптомов, и речь идет также о коррекции неадекватных реакций и форм поведения – это является предпосылкой здоровых полноценных функций личности.
И наконец, приведем очень убедительную коллективную психотерапию неврозов, как ее сформулировал Либих, профессор Психоневрологического института им. Бехтерева.
Что касается методов, то Либих приводит следующее:
1. патогенетическую групповую психотерапию (исследование психогенеза в группе, мотивированное внушение в группе, объясняющее или убеждающее в форме лечебного воспитания усиление социабильности и лечебная тренировка и реадаптация – упражнения на моделях жизненных ситуаций), 2. симптоматическую коллективную психотерапию (успокаивающую, кларифицирующую, отвлекающую внимание от болезни, активизирующую), и наконец, 3. автопсихотерапию (автосуггестивную, самовоспитание, автогенную тренировку).
Из наших концепций и опыта так наз. интеракционную и тренировочную группу разработал Ст. Кратохвил (1975), который относит ее к обычным и рутинно применяемым группам: биографическим (направленным на биографию индивида (и тематическим) в коллективе разбираются различные темы).
Интеракционная группа направлена скорее на процесс, чем на содержание. Акцент делается на актуальное переживание динамики и эмоциональный уровень интеракционно направленных коммуникаций; вторично речь идет о терминологической обработке интеракционных переживаний.
индивидуализация – предыдущая | следующая – психагогика