/     /  
Сновидения

Сновидения

Сновидения и грезы

Представления свободно воспроизводятся особенно во сне и в грезах. Физиологическую гипотезу возниковения сновидений привел И. П. Па­влов. Он полагает, что торможение в первую очередь охватывает наибо­лее молодые клетки, клетки второй сигнальной системы, которые бы­стро истощаются. Неравномерное распространение торможения особен­но четко проявляется во время неглубокого сна (у пожилых людей в пер­вых фазах сна и чаще к утру, когда уже начинаем просыпаться). Снови­дения являются продуктом деятельности отдельных групп клеток коры головного мозга, не охваченных торможением, которые приведены к де­ятельности под влиянием внешних или внутренних раздражителей и пе­решли в состояние возбуждения. Ввиду того, что отсутствует логический контроль (он, однако, может и появиться, если мы находимся в состоянии, близком к пробуждению, и мы даже способны во сне осознавать наличие сновидений и стараемся запомнить их содержание) сны кажутся нам фантастическими и в соответствующих главах психологии они включены в фантазии, хотя речь идет, очевидно, лишь о хаотической активизации деятельности отдельных групп клеток.

Отсюда и большая скорость сновидения. Из литературы известен случай, когда спящий пережил во сне Великую французскую революцию и даже был казнен. Стимулом для этого послужил удар картины, упавшей спящему на шею. Иногда во сне видим длинный сон, который окан­чивается звонком (кто-то звонит, говорит, что горит, видим во сне це­лые длинные сцены) и пробуждаемся от того, что у дверей еще кто-то звонит.

Стимулом могут быть как внешние раздражители (в обоих выше­приведенных примерах), так и импульсы, исходящие из самого организ­ма, имеющие соматический и психический характер; доказательством сна, вызванного внутренним стимулом, может быть сновидение ребенка, которому в течение 3 дней снился один и тот же сон: ему казалось, что из его тела вырываются синеватые огоньки. На следующий день у ребен­ка появилась корь. Это является одновременно хорошим примером «пророческого» сна и ненаучного предрассудка (чему мать ребенка не хочет поверить). В этом смысле могут иметь и диагностическое значение, и даже боль во многих случаях впервые появляется во сне, не пода­вляемая множеством импульсов, как это имеет место в состоянии бодр­ствования. По Касаткину, который исследовал 912 сновидений у 149 больных, здоровые люди видят сновидения в течение 54-76 % всего пе­риода сна, больные примерно в 87-100 %.

В литературе о сновидениях приведен пример одного студента, страдавшего сильной зубной болью. Ему все время снился сон о том, что он выступал на ринге как боксер и всегда при этом получал удар в че­люсть. По Адлеру, сны из психической жизни обусловливаются нере­шенными проблемами или они возникают как предчувствие новых про­блем : трудные жизненные решения могут проецироваться сном об экза­мене (аналогичные сны об «экзамене по математике» часто описывают солдаты перед атакой).

Очень часто сны отражают напряжение в эмоциональной области, беспокойство, опасения или желания. Так, например, типичным невро­тическим сном является сон о длинном гостиничном коридоре с бесконечным рядом одинаковых дверей, среди которых спящий не может отыскать свои двери, враждебная ситуация, окружающая спящего днем на работе, созданная его коллегами, проецируется сном о диких зверях, рычащих на спящего, желание быть признанным отражается в детском сне сценами, в которых ребенок представляет себя королем и отдает рас­поряжения своим родителям.

Мы не признаем символики классического психоанализа, истолко­вывающего любой сон как сексуальный символ при упраздненной цензу­ре сознания, так что любой длинный предмет представляет собой поло­вой член, а любой полый предмет – женские половые органы. Символика сновидений понятна как проекция представлений эмотивных пережи­ваний. Сновидение по существу представляет собой цепь свободно раз­вивающихся представлений, которые тем более логичны, чем более ин­тенсивным является контроль сознания. Сновидение является настолько «разумным», как это только может быть. Что касается содержания сновидений, то можно сказать, что нам снится то, с чем мы еще не смогли справиться днем, причем сновидение представляет собой образную, воображаемую символику эмотивных переживаний (страх – дорога над пропастью; беспокойство – напрасный поиск правильных дверей и т. д.).

Сновидение, отражающее определенное эмотивное напряжение, у невротиков обычно оказывает сильное воздействие обратной связи – оно способно усилить напряжение сознательной жизни! Так, например, Юлиус Зейер, типичный невротик среди наших писателей (в другом ме­сте: мы упоминаем о том, что он в своем произведении «Стратоника» в 1892 году применил психоанализ, опередив Фрейда на один год!), опи­сывает сновидение, в котором он видел пустой дом, в котором забро­шенный рояль стал играть меланхолическую песню – после этого он был целый день отчаянно грустным, отдавая себе отчет в том, что сно­видение является отражением одиночества и отчаяния, а также и стерто­го различия между сновидением и действительностью, что так часто подчеркивалось всеми романтиками: „La vida es el sueno!”

Сновидения способны дать представление о личности спящего, по­тому мы изучаем их без ненаучного объяснения психоанализа.

Грезы (иногда также «сон с открытыми глазами») – это наполовину намеренно вызываемый ряд представлений, организованных желани­ями. Очень часто они наблюдаются у детей, поскольку у них мала воз­можность исполнения их желаний. Именно для грез характерным явля­ется большое расстояние между желанием и реальностью. Общеизвестно по письмам Божены Немцовой катартическое значение ее книги «Бабуш­ка», которая представляла собой творческую (мечтательную) попытку уйти от жестокой действительности ненаполненной жизни.

Г. X. Грин различает четыре тииа грез: «героические» грезы, при ко­торых грезящий в изобилии получает похвалу за отвагу и исключитель­ные успехи; «спасательные» грезы (грезящий кого-нибудь спасает, геро­ически освобождает и получает за это его любовь и восхищение всех окружающих); «мегаломанические» грезы, в которых человек сам себя представляет всемирно известным, прославившимся и, наконец, грезы «чести», когда человек жертвует собой и помогает тому, любви которо­го он добивается.

Известный психиатр, Блейлер отождествляет грезы с аутистическим мышлением.

Характерным для всех типов грез является их общее главное содер­жание – самоутверждение и развитие личности, чему реальная действительность препятствует. Очень наглядно грезы проецируются в сказоч­ных историях.

Сон – предыдущая | следующая – Синхронный и парадоксальный сон

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)