Эффективным методом в этом случае является разработанный нами «смыслослуховой» метод. Этот метод был разработан на основе метода В. М. Когана (Коган, 1974), который писал о необходимости восстановления многозначности слова и его связей. Как отмечают некоторые авторы (Коган, 1947, 1962; Цветкова, 1962, 1972а, б, в и др.), работа над смысловой структурой слова имеет особенно большое значение. Как правило, лишь то слово, которое включено в целую систему смысловых связей, оказывается готовым для произнесения; однако именно эта система смысловых связей слова оказывается особенно нарушенной при афазии. Поэтому основной задачей этой стадии восстановительного обучения является оживление и обогащение смысловых связей.
Смыслослуховой метод предусматривает переключение внимания больного с артикулярной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. Этот подход становится понятным, если вспомнить психофизиологическую основу речи и высказывания И. М. Сеченова относительно взаимосвязи слухового и моторного компонентов речи и об усилении одного из них в случаях ослаблений другого. Об этом феномене писали А. Р. Лурия, А. Н. Соколов и др. Они считали, что если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. Двигательный и слуховой компоненты слова взаимодействуют с семантикой слова, т. е. с его значением и смыслом. Поэтому некоторые авторы (А. Р. Лурия, В. М. Коган, Л. С. Цветкова и др.) считают, что подготовить слово для произнесения — это значит включить его в систему его связей, оживить их. Кроме того, зная, что слово тесно связано с предметным образом, и воздействуя словом на больного с афазией методом смыслослуховой стимуляции, мы тем самым создаем условия для актуализации наглядного образа предмета, его признаков, качеств, свойств во всей его полимодальности. Актуализированный же образ поможет и актуализации механизма произнесения нужного слова, его артикуляторного образа (слово —> предметный образ — > артикуляторный образ — > произнесение).
Итак, цель — произнесение слова целиком, основной метод — смыслослуховая стимуляция слова. В систему приемов входит еще ряд методов, которые с разных сторон воздействуют на восстановление способа произнесения слов. Процедура проведения работы следующая.
Перед больным выкладывается небольшая группа картинок, на которых изображены отдельный предмет или определенное действие, входящие в различные ситуации, которые больной должен произнести в конце занятия. Каждый предмет или действие последовательно включены в разные Смысловые контексты, причем педагог все время сохраняет общую ритмико-мелодическую структуру отрабатываемого слова.
Приведем пример.
№ п/п
Педагог
№ п/п
Больной
1
Произносит предложение, в котором есть отрабатываемое слово.
Я купила желтый сочный лимон.
1
Внимательно слушает. Перебирает картинки.
2
Я очень люблю пить чай с лимоном.
2
Эмоционально реагирует, улыбается, говорит «Да-да»; «Да!», на-ходит и показывает картинку, пытается что-то сказать.
3
Какие воспоминания у вас о лимоне ?
3
«О»; «Это… люблю…»
4
Вспомните все, что знаете, представьте себе лимон, дом, стол и что вы пьете чай.
4
Пытается представить себе знакомую картину, это видно по его попыткам рисовать.
5
К какой группе относятся лимоны ?
5
Находит группу предметов, относящихся к фруктам, пытается произнести слово «фу… фу… т…»
6
Лимон очень хорошо пахнет.
6
Втягивает носом воздух: «Ах!»
Педагог
№ п/п
Больной
7
У лимона кожа блестящая, ноздреватая. Пощупайте.
7
Ощупывает лимон, нюхает его.
8
Давайте разрежем лимон.
оо
Разрезает лимон и говорит «Мон… ага… ох!»
9
А теперь можно пить чай с лимоном, правда?
9
«Да, пить чай». 1
10
С чем мы будем пить чай ? С ли-мо-ном.
10
«Да, смоном, нет, лимон».
Этот метод позволяет актуализировать понятие, образ й слово как бы «садятся» на понятие. Л. С. Выготский писал, что без готового понятия нет слова.
Этот метод сопровождается серией других приемов.
1. Классификация предметов. Больному дается, задание различить предметы по свойствам: сладкие и кислые, желтые и красные, круглые и квадратные, съедобные и несъедобные; по классам: овощи и фрукты — и разложить их в отдельны^ группы. ]
2. Метод рисования отрабатываемых предметов: рисование по слову, самостоятельное рисование, дорисовывание незаконченного предмета до целого.
3. Игра в предметное лото и др.
Вся эта система приемов помогает оживлению смысловой сферы слова, его контекста — психологического, психолингвистического, которые способствуют возникновению моторного образа слова. Эта стадия заканчивается восстановлением у больного способности к произнесению 10—20 слов, наиболее частотных, знакомых больному и значимых для него. Однако словарь на этой стадии еще пассивен.
На третьей стадии ставится задача восстановления активного словаря, т. е. восстановления активного употребления отрабатываемых слов. Здесь применяется также смыслослуховой метод с некоторой модификацией — педагог не произносит слово, а дает лишь его связи, смысловой контекст. Больной должен найти соответствующую картинку, обозначающую слово, о котором идет речь. Если больной нашел нужную картинку, то слово самостоятельно актуализировалось и дальше нужно работать над умением его произнесения.
Слова не заучиваются, не записываются, не читаются. Закрепление идет методом: а) беседы; б) включения отрабатываемых слов в другие контексты; в) зарисовывания предмета и т. д.
Таким образом, результатом первых трех стадий обучения должно быть:
1) восстановление общего модуса работы артикуляторного аппарата;
2) появление вербальной активности;
3) стремление к вербальному общению;
4) умение произносить отдельные слова;
5) восстановление незначительного пассивного и активного словаря.
6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)– предыдущая | следующая – 6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продложение)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.