Достоверно спроектированная виртуальная реальность воздействует на органы чувств человека настолько сильно, что отличить искусственную реальность от объективной практически невозможно. Рассматривая свойства системы BP, прежде всего надо отметить фактор виртуального пространственно-временного континуума, поскольку невозможно представить реальность без времени и пространства.
Определение «виртуальная реальность» априори предполагает теорию существования двух пространств – подлинного и виртуального. Исследователь виртуальной реальности пребывает одновременно в двух пространствах: в то время как сознание путешествует по просторам виртуальной реальности, телесно/физически человек находится в подлинном пространстве. Немаловажное свойство пространства виртуальной реальности – это мгновенный доступ к любой области пространства, в отличие от пространства подлинной реальности, где для этого требуется затрата значительных усилий и времени на перемещение из одной точки в другую [10].
Исследователь А. Юхвид в статье «Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании» утверждает, что виртуальная реальность позволит зрителю в будущем не только пассивно воспринимать произведения искусства, но и стать непосредственным участником созданного художником фантастического мира [11]. Более того, А. Юхвид выдвигает гипотезу о возможности создания абсолютно нового вида искусства – виртуального, которое будет основано на объемном воздействии на все органы чувств человека с целью максимально полного эстетического удовольствия.
Взаимодействие в среде виртуальной реальности происходит таким же образом, как и в подлинной реальности – с помощью систем репрезентации (восприятия и передачи информации). Виртуальная реальность задействует работу человеческих органов чувств, что дает системе возможность называться новой реальностью – искусственной, созданной самим человеком с помощью компьютерных информационных технологий. Ее реалистичность зависит от воздействия компонентов на сознание человека, его нервную систему. К компонентам виртуальной реальности относятся: визуальная, аудиальная, тактильная (кинестетическая) информация, а также ощущение равновесия и ориентация (эксперименты по передаче вкусовых и обонятельных признаков реальности уже существуют, но пока еще не закреплены на практике). Все перечисленные компоненты служат инструментарием создателей виртуального мира для генерирования любой возможной и невозможной в реальном мире ситуации.
Мозг интегрирует все получаемые им сигналы от всех рецепторов и сопоставляет новые данные с теми, что уже имеются в памяти человека. Чрезвычайно важную роль здесь играет конгруэнция – «транслируемые» данные должны в определенной пропорции соответствовать уже имеющейся в сознании информации. Если не придавать этому значения, последствия взаимодействия с системой виртуальной реальности (эффект от ее диссонанса) могут быть самыми непредсказуемыми, в большинстве случаев негативными – например, расстройства психического характера.
Особенность репрезентации состоит в том, что образ, который мы переносим из своего внутреннего ментального пространства в пространство физическое вербальными и невербальными средствами, воспринимается сознанием собеседника через призму его субъективного опыта. Происходит это потому, что внутренние миры коммуникатора и реципиента всегда различны. Таким образом, точность и полнота переноса образа из ментального мира человека в мир виртуальной реальности также зависит от его способностей взаимодействовать в обоих мирах. А общее у предметов подлинной и виртуальной реальностей – эмпирические качества, которыми их наделяет человеческое сознание. Моделирование в системе виртуальной реальности, манипулирование любыми пластами информации может не только повлиять на качественно новое развитие любой производственной, торговой, финансовой и др. структуры, но и самым положительным образом воздействовать на всю экономику страны в целом.
Моделирование – одна из функций системы виртуальной реальности, которая не только стимулирует воображение человека, но и позволяет максимально эффективно использовать скрытые ресурсы нашего сознания. Метод моделирования является наиболее мощным приемом экспериментального исследования [12]
Установлено, что при поиске концептуального решения задачи мыслительный процесс осуществляется в большинстве случаев на уровне образов, а не на уровне точных вычислений. Например, в США на одной из бирж была установлена система виртуальной реальности, где рынок ценных бумаг был представлен в виде океана. Высота волны обозначала изменение котировок, погода – внешние условия (политические и экономические), чистота воды символизировала «чистоту» сделок. Таким образом, для того, чтобы оценить ситуацию на фондовых рынках мира, достаточно было одного взгляда. Новая система подачи информации также позволила существенно уменьшить число естественных ошибок брокеров [13]. Рассматривая свойства виртуальной реальности, мы невольно убеждаемся в том, что виртуальная реальность предоставляет человеку отличные возможности для проведения различного рода исследований, в том числе психологического характера. Специалисты считают, что в недалеком будущем системы виртуальной реальности станут основным инструментом исследований [14]. Успех проведения исследований с помощью систем виртуальной реальности – в наличии массивов хранящейся в ней информации, а также в возможности конструирования образов, моделирования ситуаций и т. д. Виртуальная реальность может быть эффективно использована в обучении человека профессиональным знаниям. Ее способность моделирования любой ситуации может служить средством приобретения и закрепления жизненных умений, а также навыков общения и жизнедеятельности в социуме.
___________________________________________________________________________________
виртуальная среда – предыдущая | следующая – виртуальность