Очень трудно включить всю область психологических наук в комплексную научную систему, которая могла бы быть однозначно принята, так как разделение всей области психологических исследований обусловливается различными точками зрения.
Для большей наглядности приведем хотя бы два эксперимента советского автора К. К. Платонова (1972 г.) и словацкого автора И. Кошчо (1975 г.).
Платонов в своей попытке создания системы психологии различает:
А. Теоретическую психологию (история психологии, философия психологии, методология психологии) ;
Б. Ответвления психологии: психология развития (зоопсихология, психологическая генетика, психология ребенка, психология преклонного возраста, психология нормального развития, психология олигофрении и т. д.); педагогическая психология (психология обучения, воспитания и т. д.); медицинская психология (патопсихология, нейропсихология, фармако- психология, клиническая психология, психопедия и т. д.); психология труда (инженерная психология, психологическая трудовая экспертиза и т. д.); психология спорта (авиационная психология, космическая психология, военная психология и т. д.); юридическая психология (психология права, психология преступности, судебная психология, исправительно-трудовая психология и т. д.); психология социальная, общественная (палеопсихология, психология истории, психология религии, психология искусства и т. д.).
Гораздо более сложной представляется попытка Кошчо создать систему психологических наук, которую мы приводим в конце данной главы для того, чтобы иллюстрировать не только огромный диапазон психологических дисциплин, но чтобы одновременно иллюстрировать и тот факт, что даже настолько богато расчлененная попытка создания системы психологических наук является недостаточной, чтобы охватить все области психологии. Это вытекает из нашего определения психологии, которое вынуждено было охватить не только изучение закономерностей психической жизни, но также и поведение, реакции и творчество. Но в таком случае, если принимать во внимание течение развития психической жизни, речь идет о психологии развития. Если принимать во внимание закономерности психической жизни живых организмов (поведение), исключая человека, то речь идет о зоопсихологии (психологии животных).
Если изучаем психическую жизнь индивида – то создаем индивидуальную психологию. Если изучают человека с молодых лет до старости по отдельным этапам, то психология разделится на педопсихо- логию (психологию ребенка), психологию юношества, психологию взрослых, психологию старости (всегда в этих случаях речь идет об общей психологии того или иного периода).
Если сравнивать психологию нижестоящих организмов, например, антропоидных обезьян, с психологией человека, возникает сравнительная психология. Если изучать различия в психической жизни (например, между мальчиками и девочками), то речь идет о дифференциальной психологии.
Если изучаем закономерности общественных психических явлений, то речь идет о социальной психологии.
Психология личности занимается проблематикой личности (например, вопросами структуры, динамики и развития, темперамента и характера, типа и т. п.).
Существует психология отдельных областей общественной практики: психология труда (экономическая), психология здравоохранения, психология педагогическая, судебная, военная, психология физического воспитания, психология транспорта (водительские права – профилактика травм) и т. д.
Существует очень детальная психология отдельных видов работы, профессий: психология рабочего, крестьянина, телефониста, учителя, артиста и т. д.
Психология походки, мимики, жестикуляции и т. п.
Психология деятельности и творчества: психология стрельбы, психология письма, рисования, художественного стиля, ораторского выступления и т. д.